Задачи урока: расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Назовите тему урока.
(Дети в учебнике находят тему)
- К какому блоку относится урок? (К блоку “Развитие речи”)
- Какую главную цель мы ставим на уроках блока “Развитие речи”?
(Я хочу научиться правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)
- Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке?
III. Работа над новым материалом
1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи
На доске представлены конструкции:
как снег на голову
только пятки засверкали
кот наплакал
повесил нос
сквозь землю провалиться
- Что вы знаете о фразеологизмах? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, цельные по значению)
- Зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)
- Объясните значение фразеологизмов.
как снег на голову - неожиданно, внезапно
только пятки засверкали - стремительно убегает, очень быстро бежит
кот наплакал - очень мало
повесил нос - был в плохом настроении
сквозь землю провалиться - стало стыдно
- Какие еще фразеологизмы вы знаете?
2. Работа по исправлению речевых недочетов (фронтальная работа).
Работа по учебнику – упражнение 1.
а) Текст упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик.
Здравствуй, Серёжа!
Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.
Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу - время, потехе – час.
Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя.
До свидания. Жму твою руку. Денис.
- Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?
(На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.)
- Как и в какой последовательности вы будете выполнять задание? (Надо выписать фразеологизмы, исправить те, которые употреблены неверно, записать их значение.)
б) Запись на доске фразеологизмов и их значений
Ученик, обнаружив в предложении фразеологизм, объясняет, почему считает это сочетание фразеологизмом. Учитель записывает на доске фразеологизм и его значение. Искаженные в письме мальчика фразеологизмы тоже выписываются и только после обсуждения исправляются.
хлопот полон рот – много
ни свет ни заря – рано
сломя уши (прав.: сломя шею) – быстро
считаю синиц (прав.: считать ворон) – быть невнимательным
ежовый аппетит (прав.: волчий аппетит) – сильный, зверский
бить баклуши, гонять лодыря, ловить мух – бездельничать
- Найдите в тексте поговорку. (“Делу время – потехе час”)
- Почему поговорка не является фразеологизмом? (Ее нельзя заменить одним словом или словосочетанием)
в) Рубрика “Путешествие в прошлое”
- Прочитайте интересный материал из истории нашего языка. (Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы “бить баклуши”.)
3. Самостоятельная работа
- Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах. Представьте, что вы пишите письмо. Возьмите один фразеологизм и вставьте его в часть письма.
- Какие правила надо помнить при написании писем?
(Наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)
Ученики пишут письма.
4. Проверка правильности выполнения творческого задания
(Чтение писем детьми (по желанию))
- Что вы хотели написать в своем письме? Почему употребили этот фразеологизм?
(Здравствуй, Катя!
В первых строках своего письма хочу узнать, как у тебя дела? У меня сейчас идет подготовка к олимпиаде. Так что хлопот сейчас полон рот. А еще ко мне приехала маленькая сестричка. Она носится по комнате сломя голову, и мне приходится смотреть за ней.
Жду тебя в гости. (Королева Кристина))
(…На осенних каникулах мы всем классом ездили на экскурсию в Москву. Мы долго ехали на автобусе и к утру прибыли в столицу. От радости мальчишки стали выбегать из автобуса сломя голову, а девочки вели себя более спокойно… (Белкина Ольга))
(Здравствуй, бабушка!
Как ты себя чувствуешь, что делаешь?
У меня все хорошо. Только в школе меня иногда ругают за поведение. А недавно вот что произошло со мной. Я была у тети Светы и пошла в сад. Там летали пчелы. Вдруг одна пчела полетела за мной, я сломя голову побежала в дом. Пчела меня не догнала, но испугалась я очень сильно. Приезжай ко мне поскорее. Я очень скучаю. Целую тебя. Твоя внучка Катя. (Менькова Екатерина))
Анализ писем
- Правильно ли использованы фразеологизмы?
IV. Рефлексия (подведение итогов урока)
Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).
(Ученики проводят рефлексию своей деятельности: было интересно…; было трудно…; я понял, что…; я научился…; мне захотелось…)
- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью, используйте фразеологические обороты.
V. Домашнее задание (по желанию)
- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Если нужно, то внесите изменения в него и перепишите.
Литература
1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, М.: Вентана-Граф, 2012.