Сочинение - связное письменное высказывание на заданную литературную или публицистическую тему, опирающееся на историко-литературный материал и личный опыт. Умение писать — одно из важнейших условий получения полного среднего образования. Работая над сочинением, учащийся приобретает умения и навыки, которые требуются в его дальнейшей практической деятельности. Вместе с навыками владения связной литературной речью развиваются память, логическое и образное мышление, повышается уровень логической культуры высказывания, развиваются волевые качества: усидчивость, терпение — все это необходимо человеку любой профессии.
Но надо помнить, что сочинение — это индивидуальный творческий труд, и учащийся имеет право не только на собственный взгляд на тему или проблему, но и на собственную форму высказывания своих суждений. Именно поэтому важно определить систему координат, которые сориентируют учащихся в этом непростом мире интеллектуально-творческой деятельности.
Также следует давать отчет в том, что нельзя в одночасье или за несколько часов научить учащихся писать сочинение, можно только постоянно учиться это делать, овладевая практикой и совершенствуя ее в процессе глубокого чтения и последующего осмысления прочитанного.
Постановка задач курса диктуется единой целью: показать учащимся сочинение как продукт весьма сложной и подчиняющейся своим законам деятельности мышления, проявляющего себя в языковой системе, живущей по своим законам, в литературном творчестве со своими законами художественного восприятия и осмысления. Иными словами, чтобы писать сочинение необходимо владеть практической грамотностью, знанием литературного материала и умением логически выстроить высказывание на заданную тему.
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, нужно не только знать орфографию, пунктуацию, грамматику, но и владеть основными приемами информационной переработки письменного текста, уметь создавать письменные высказывания по исходному тексту. Для написания творческой работы (сочинения-рассуждения) необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: тема произведения, проблема, основная мысль, позиция автора, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить, а также применить полученные знания, умения, навыки на практике при написании сочинения-рассуждения. Помочь в этом может данный элективный курс, при составлении программы которого автор пользовался наработками из собственного опыта работы и опыта работы челябинских педагогов Александрова В.Н и Александровой О.И.
Основой данной программы является учебный материал по русскому языку и литературе (основное общее образование) В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать сочинение-рассуждение
Используются такие формы занятий, как лекция, беседа, исследование, практикум.
Курс обеспечен учебными и дидактическими материалами. В кабинете русского языка и литературы № 1 имеется в достаточном количестве учебное пособие “Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова). Также имеется много дидактического материала – текстов различного характера, клише для работы над сочинением-рассуждением.
Курс “Сочинение-рассуждение” предназначен для учащихся 10–11-ых классов и рассчитан на 17 часов.
Актуальность программы
В кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку, подготовленном Федеральным государственным бюджетным научным учреждением “Федеральный институт педагогических измерений” (2015), в числе умений, проверяемых на ЕГЭ, указываются умения осуществлять речевой самоконтроль, владеть основными приемами информационной переработки письменного текста, создавать письменные высказывания различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Элективный курс “Сочинение-рассуждение” призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Его главная задача – работа над формированием языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, над умением писать сочинение-рассуждение по исходному тексту. На экзамене от ученика потребуется умение самостоятельно создавать текст. По каким правилам он строится, каковы основные способы развертывания авторской мысли, из каких частей должно состоять сочинение, какие существуют способы моделирования письменного высказывания? Система учебно-тренировочных упражнений данного элективного поможет решению этих проблем.
Так как в старших классах базового и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 или 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Данный курс позволит выпускникам качественно подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться информационной обработке текстов различных стилей и жанров, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
В целом материалы курса направлены на то, чтобы помочь учащимся подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Методологические положения программы
На занятиях элективного курса учащиеся занимаются различными видами познавательной и творческой деятельности. Учащиеся воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Также используется метод анализа (анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности употребления).
Цель курса:
- научить учащихся писать сочинение-рассуждение по исходному тексту;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку;
- формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции учащихся.
Задачи:
- углубить знания учащихся о тексте, способах его информационной переработки;
- выработать умение глубоко и точно понимать текст;
- научить писать правильно на основе анализа распространённых ошибок;
- развивать умение логически выстроить высказывание на заданную тему;
- развивать умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
- развивать умение осуществлять речевой самоконтроль;
- развивать умение правильно формулировать и комментировать проблему;
- развивать умение убедительно аргументировать свою мысль;
- развивать умение соблюдать точность в выборе слова, следовательно, точность в выражении своей мысли (внимание к нюансам высказывания);
- развивать умение различать жанровые особенности текста;
- развивать умение осмысливать роль художественных средств выразительности и использовать их;
- развивать аналитическое, логическое и образное мышление учащихся;
- развивать умение применять (соблюдать) нормы языка в речевой письменной практике;
- повышать уровень логической культуры высказывания;
- повышать уровень образованности учащихся.
Ожидаемые результаты обучения
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Критерием успешности работы элективного курса можно считать выполненное на “хорошо” и “отлично” задание части 2 ЕГЭ (письменное монологическое высказывание // сочинение-рассуждение) – максимальное количество баллов 23.
После изучения курса учащиеся должны:
знать:
- что такое текст, его структурные элементы;
- типы связи предложений в тексте;
- средства связи предложений в тексте;
- композицию сочинения-рассуждения;
- типы текстов на ЕГЭ (“текст-портрет”, “текст-проблема”);
- способы моделирования вступления в сочинении-рассуждении (“именительный темы”, “вопросы-стимулы”, “картина”, “название”, “вопросно-ответное единство”, “ниточка”, “ключевое слово”, “миф”, “цитата”, “маска неискушенного читателя”);
- способы выражения авторской позиции в исходном тексте (“маска” и т.д.);
- способы выражения личностной позиции (“ниточка”, “что делать?”, “оппонент”, “комментированный пересказ исходного текста”);
- типы аргументации при изложении собственной позиции;
- способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения (“отклик”, “цитата”, “ниточка”);
- языковые средства выразительности;
- критерии оценивания сочинения на ЕГЭ
уметь:
- определять тему текста;
- определять основную мысль текста;
- понимать содержание прочитанного текста;
- вычленять в тексте относительно самостоятельные смысловые части (микротемы);
- анализировать текст;
- осуществлять комментированный пересказ текста;
- определять и формулировать проблему (проблемы), поднимаемую (-ые) автором в тексте;
- определять позицию автора;
- выражать и формулировать свою позицию;
- определять способы выражения авторской позиции;
- производить анализ речевого строя исходного текста в сочинении-рассуждении;
- применять (соблюдать) нормы языка в речевой письменной практике;
- создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста (сочинение-рассуждение);
- отработать умение проанализировать и внести поправки в сочинение.
Краткое описание структуры программы
Программа состоит из трёх разделов и рассчитана на 17 часов.
Раздел 1. Введение в курс. (1 час)
Раздел 2. Текст. Анализ исходного текста. (4 часа)
Раздел 3. Сочинение-рассуждение. (12 часов)
Описание разделов программы
Раздел 1. Введение в курс.
Задачи:
- познакомить учащихся с целями и задачами элективного курса, с учебно-тематическим планом (структурой курса), системой работы;
- познакомить учащихся с требованиями к части 2 (письменное монологическое высказывание) ЕГЭ по русскому языку.
Раздел 2. Текст. Анализ исходного текста.
Задачи:
- повторить и углубить знания учащихся о тексте, его признаках и композиции;
- отработать умение определять тему, микротемы текста, способ связи и средства связи предложений в тексте;
- повторить типы речи и функциональные стили;
- рассмотреть общие требования к сочинению на публицистическую тему;
- развивать умение определять способ выражения темы в тексте;
- отработать умение глубоко и точно понимать текст;
- повышать уровень образованности учащихся.
Содержание раздела:
- Текст. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста. Микротемы. Композиция текста.
- Способы связи предложений в тексте (цепная и параллельная). Средства связи предложений в тексте (лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы, частицы).
- Типы речи и функциональные стили.
- Сочинение как особы жанр. Общие требования к сочинению на публицистическую тему.
- Исходный текст. Комментированное чтение. Способы выражения темы текста: утвердительный тезис, вопросы-стимулы, “смысловые ловушки”, заглавие, начало и конец текста, именительный темы (именительный представления).
- Типы текстов на ЕГЭ: “текст-портрет”, “текст-проблема”.
Раздел 3. Сочинение-рассуждение.
Задачи:
- познакомить учащихся со способами моделирования вступления в сочинении-рассуждении;
- научить применять разные способы моделирования вступления в сочинении;
- научить определять позицию автора и определять способы ее выражения;
- развивать умение правильно формулировать и комментировать проблему;
- познакомить учащихся со способами выражения личностной позиции;
- научить применять на практике разные способы выражения личностной позиции;
- развивать умение аргументировать собственную позицию;
- научить анализировать речевой строй исходного текста;
- углубить знания изобразительно-выразительных средств языка;
- развивать умение осмысливать роль художественных средств выразительности;
- познакомить со способами моделирования заключительной части сочинения;
- научить применять на практике способы моделирования заключительной части сочинения;
- развивать умение соблюдать нормы языка в речевой письменной практике;
- развивать аналитическое, логическое и образное мышление учащихся:
- повышать уровень образованности учащихся;
- развивать умение осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание раздела:
- Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Способы и приемы развертывания содержания текста. Проблема как смысловой центр текста. Комментирование проблемы. Формулировка проблемы.
- Способы моделирования вступления в сочинении-рассуждении (“именительный темы”, “вопросы-стимулы”, “картина”, “название”, “вопросно-ответное единство”, “ниточка”, “ключевое слово”, “миф”, “цитата”, “маска неискушенного читателя”)
- Позиция автора и способы ее выражения (“маска” и т.д.)
- Способы выражения личностной позиции (“именительный темы”, “вопросы-стимулы”, “картина”, “название”, “вопросно-ответное единство”, “ниточка”, “ключевое слово”, “миф”, “цитата”, “маска неискушенного читателя”). Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Анализ речевого строя исходного текста в сочинении-рассуждении. Изобразительно-выразительные языковые средства. Анализ текста с точки зрения художественной выразительности.
- Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения (“отклик”, “цитата”, “ниточка”).
- Экспертная оценка сочинения (анализ чужой и своей работы по критериям оценивания сочинения на ЕГЭ).
- Практикум. Написание сочинения-рассуждения.
- Рефлексия. Подведение итогов работы по программе элективного курса.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение в курс. | ||
1 | Вводное занятие. Требования к части 2 (письменное монологическое высказывание) ЕГЭ по русскому языку | 1 час |
Раздел 2. Текст. Анализ исходного текста. | 4 часа | |
2 | Текст. Связь и средства связи предложений в тексте. Тема, основная мысль, микротемы текста. | 1 час |
3 | Стили речи. Типы речи. | 1 час |
4 | Комментированное чтение исходного текста. | 1 час |
5 | Типы текстов на ЕГЭ (“текст-портрет”, “текст-проблема”) | 1 час |
Раздел 3. Сочинение-рассуждение. | 12 часов | |
6 7 |
Композиция сочинения-рассуждения. Способы моделирования вступления в сочинении-рассуждении. | 2 часа |
8 | Позиция автора и способы ее выражения. | 1 час |
9 10 |
Способы выражения личностной позиции. Типы аргументации. | 2 часа |
11 12 |
Анализ речевого строя исходного текста в сочинении-рассуждении. | 2 часа |
13 | Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. | 1 час |
14 | Экспертная оценка сочинения. | 1 час |
15 16 |
Практикум. Написание сочинения-рассуждения. | 2 часа |
17 | Итоговое занятие. Рефлексия. | 1 час |
Литература, использованная при составлении программы
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 классов /В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 4-е изд, стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2009.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку, 2015.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по русскому языку.
Литература, необходимая для освоения программы элективного курса
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 классов /В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 4-е изд, стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2009.
- Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; Под ред. И.П.Цыбулько. – 4-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006.
- Дидактический материал (комплекс тренировочных упражнений), разработанный автором программы.