Цели урока:
- Образовательные:
- повторить и систематизировать сведения о правописании слов с чередующимися гласными в корнях;
- расширить лексический запас учащихся.
- Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Слово учителя.
– Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать
над правописанием корней с чередованием гласных.
И начнем работу спроверки домашнего задания.
– Дома вы выполняли задание по тексту. Что нужно
было сделать с ним? (Выразительно прочитать
текст, выписать слова с безударными гласными,
разделив их на разные группы, объяснить условия
выбора орфограммы).
Выразительное чтение учеником:
У дома росла рябина. Её ветви касались нашего
окна, и я мог наблюдать за деревом влюбое время
года. Весной чудесное растение зацветало так
пышно, что цветы покрывали его как белое облако,
опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано
созревающими ягодами. Их можно было собирать
поздней осенью, после того, как ударят первые
морозы.
А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому
что в это время года прилетали красногрудые
снегири и располагались на рябине. (Н.Носов).
Вопросы учителя:
– Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
– Докажите это. (Все предложения написаны на одну
тему и связаны между собой по смыслу и
грамматически)
– Определитетему текста. (Рассказ о рябине).
– Какова основная мысль текста? (Красота
рябины в разное время года)
– Озаглавьте текст. (Рябина)
– Определите стиль и тип речи. (Художественный,
повествование)
– Назовите средства художественной
выразительности. (Эпитет – чудесное растение;
сравнение – цветы, как белое облако;
олицетворение – ударят морозы).
– Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение
автора?
– Каково оно? Какое предложение подсказывает
это?
– Сколько групп слов у вас получилось? (Три)
1) Какие? (Проверяемые, непроверяемые,
чередующиеся)
2) Назовите слова первой группы (Деревом,
созревающими, зимой). Какое правило вы
применяли?
3) Какие слова вошли во вторую группу? (Облаком,
интересное, рябина). Как мы объясняем их
написание ?
Слова третьей группы? (Росла, растение,
располагались, собирать). Как мы объясним
правописание этих слов?
Слово учителя. Итак, вспоминаем правила правописания корней с чередующимися гласными. Тема урока так и звучит «В мире чередующихся гласных».
Теоретическая часть
– Какие же гласные буквы могут чередоваться?
(О//А, Е//И)
– Кто «командует» корнями?(Суффикс А, ударение,
согласные буквы, смысл слова).
– Правописание каких корней зависит от суффикса
А? (-КАС-/-КОС-, -БЕР-/-БИР-, -МЕР-/-МИР-, -ДЕР-/-ДИР-,
-ТЕР-/-ТИР-,-ПЕР-/-ПИР-, -БЛЕСТ-/-БЛИСТ-,-СТЕЛ-/-СТИЛ-,
-ЖЕГ-/-ЖИГ-, -ЧЕТ-/-ЧИТ-).
– Расскажите правило. Какие примеры вы подобрали
из произведений художественной литературы?
– Приведите примеры. (Ученики читают
предложения).
- Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Паустовский).
- Петя стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. (К.Паустовский).
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (А.Пушкин).
- В полях блистает май веселый. (К.Батюшков).
- В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы. (К.Паустовский).
- Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. Тютчев).
- Разнеслась вдруг в том царстве – государстве дурная весть: собирается Чудо-Юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить. (Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
- Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол неба соприкасается с краем земли. (Л. Лагин).
- Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).
Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)
«Братья – близнецы КАС и КОС»
У королевы Орфографии братья-близнецы
-КАС–КОС- жили в мире и согласии. Но вот однажды
их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали
корни в словах косарь и косичка
спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы
твои истинные братья, – шептали они корню -КОС-
Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли
воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою
семью, а корень -КАС- гони подальше». Засомневался
корень -КОС-. И брата ему жалко гнать (сколько лет
вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и
правда, похожи-то как!)
– Как быть корню -КОС-? Помогите ему. Можем ли мы
назвать слова косарь и косичка
однокоренными к словам с чередованием корней
-КОС–КАС-? Почему?
– Такие корни называются омонимичными.
(Одинаково звучат, но имеют разное значение).
Слово учителя. А теперь вспомним корни, которыми командует ударение? (-ГАР—ГОР-, -ЗАР—ЗОР-, -КЛАН—КЛОН-, -ТВАР—ТВОР-, -ПЛАВ—ПЛОВ-)
Алгоритм решения этой лингвистической задачи:
1) Определяю, в какой позиции гласный звук.
2) В сильной позиции(под ударением) пишу, как
слышу.
3) В слабой позиции (без ударения) пишу -ГОР-, -КЛОН-,
-ТВОР-, но -ЗАР-, -ПЛАВ-.
– Есть ли в этой группе слова исключения? (Утварь,
пловец, пловчиха)
– Послушаем, какие вы подобрали предложения с
этими корнями. (Ученики читают предложения)
- Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский).
- Заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли. (К.Паустовский).
- Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К.Паустовский).
- Мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. (В. Драгунский).
- Плот наклонился, и Элли закричала от страха.(А. Волков).
- Воля и труд человека дивные дива творят. (Н. Некрасов).
- Погиб и кормщик и пловец. (А. Пушкин).
- Что без рук стучит, без огня горит? (Гром и молния).
Слово учителя. Есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Это корни -РАСТ—РАЩ—РОС-, -СКАК—СКОЧ-, -ЛАГ –ЛОЖ-. Исключения: РОСТОВЩИК в РОСТВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил прямо на базаре.+ ОТРАСЛЬ, скачок.
«Справочное бюро» – работа с этимологическим словарем.
Задание: найти в словаре статью об образовании слова «ростовщик».
Ростовщик – собственно русское.
Образовано от суффикса -ЩИК- от ростовый –
«накопленный отдачей под проценты».
– А теперь расскажите алгоритм выполнения этой
задачи. Ваши предложения на это правило. (Ученики
читают предложения).
- Растем от года к году мы. (В. Маяковский).
- Озеро чуть не на версту заросло камышами. (М.Пришвин).
- Не беречь поросли – не видать дерева. (Пословица).
- Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону. (М Лермонтов).
- Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. (В. Драгунский).
- На каких поля трава не растет? (На полях шляпы).
- Растет кустик мимо себя не пустит?(Шиповник).
- В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева).
- Мы увидели город, расположенный у самого подножия гор. (К. Домбровский).
- Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).
- Ранняя зимняя ночь укрыла селение темным пологом. (В. Ажаев).
- Сцены кино снимаются по отдельности и только потом располагаются режиссером в нужной последовательности. (К. Домбровский).
- Положил каравай на золотое блюдо и понес к царю. (Сказка «Царевна-Лягушка»).
Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?
Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)
Жили-были -ЛАГ- и -ЛОЖ-…
Кто такие? Как поймешь?
Королевич Елисей
За ответом поскорей
Поскакал в далекий путь
Разузнать хоть что-нибудь.
У кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
– Свет наш солнышко, скажи
И вопрос-то разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Красно солнце отвечало:
– Про такое не слыхало.
Ты у месяца спроси.
Доброго тебе пути!
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он с мольбой за ним погнался:
– Месяц, мой дружок, скажи
И вопрос мой разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Отвечает месяц ясный:
– Ты задал вопрос опасный.
И боюсь я ошибиться –
Лучше к ветру обратиться!
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
– Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
– Что такое? – взвыл тут ветер.
– Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
И признался сильный ветер:
– Знаю я про все на свете,
Только корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-
Не известны мне. Пойдешь
Ты к Грамматике. Она
Корни ведает одна.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…
А рыдать-то ни к чему.
Мы ведь знаем, почему
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Друг на дружку не похож.
И ответим мы все дружно:
– Правило на это нужно
Выучить. И будет толк.
Перед Г мы пишем А,
Перед Ж мы пишем О.
Все! И больше ничего!
Слово учителя. Есть пары
корней, в которых чередованием О-А командует
смысл слова. Это -РОВН—РАВН- и -МОК—МАК-.
Рассмотрим первую пару. Предметы вокруг нас
могут быть ровными, а могут быть равными. Как по-вашему,
это одно и то же или нет? Ровным мы называем все
прямое и гладкое. Если надо сделать что-то прямым
или гладким, мы говорим: подровнять, сровнять,
выровнять.
Предметы могут быть в чем-то одинаковыми.
Например, по весу, по форме и т. д. Тогда мы
говорим: «Они равны по весу». О тех, у кого
одинаковые права, говорим: «Они равноправны».
– О чем же нужно помнить, чтобы не ошибиться в
написании этих корней?
–Слова, обозначающие все ровное, мы пишем с
корнем -РОВН-. Слова, обозначающие что-то
одинаковое, мы пишем с корнем -РАВН-.
– Есть ли слова исключения из этого правила? (Равнина)
– Ваши примеры предложений и словосочетаний.
- Железный Дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная равнина. (А.Волков).
- Держать равнение в рядах, сравнить два числа, подровнять кусты сирени, увеличить уровень производства, заровнять канаву, великолепная равнина.
Слово учителя. А теперь обратимся к
корням -МАК—МОК-. Расскажите правило, которому
подчиняется написание этих корней. Оба они
употребляются тогда, когда говорится, что кто-то
или что-то становится мокрым. Корень -МАК- пишется
тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в
жидкость. Корень -МОК- пишется в словах со
значением «пропускать жидкость».
– Ваши примеры. (Ученики читают
предложения и словосочетания).
Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. (Н.Гончаров). Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.
Практическая часть. Закрепление знаний
Объяснительный диктант
Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по цепочке .
Сложение и вычитание, запрягать лошадей, играть в горелки, вошёл к смотрителю, спешил отправиться, вскочить на ходу, степные скакуны, преклоняться перед кем-нибудь, увертюра, реликвия, чудесное творение, поплавок, обмакнул в чернильницу, оптимистический, опираясь на перила, отраслевой , уровень производства, великолепная равнина, поросло мхом, озарились румянцем, непромокаемое пальто, поднимется медленно, запирали крепко, блистал на сцене, динамичный.
Игра «Корректор
Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
Вершины огромных страевых сосен еще алеют нежным отблеском догаравшей зари. Роздалась в предрассветной мгле лисная песенка. Вазникла и полилась тихо, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.
Творческое задание
В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).
Наступил вечер. Туристыустроились на отдых у реки. Быстроподнялись расположились на берегу палатки. Последние лучи солнцатрогали касались вершин деревьев. По оврагамрасходился туман. Путники сталиискать сучья для костра.
Тест. (Слова записываем в тетрадь).
1. В каком слове написание чередующейся гласной зависит отзначения?
- Прискакал 3. выровнять
- подложу 4. опоздание
2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?
- растение
- обмакнуть
- пригорел
- касается
3. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?
- Проберусь 3. заря
- наклонился 4. Уравнение
4. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?
- р.сли, подг.рела, обж.гать
- уд.вительный, з.ревать, обм.кнуть
- подск.чил, бл.стательный, д.лина
5. В какой строке пропущена одна и та же буква?
- з.рница, к.сается, сл.гаемое
- отп.реть, зам.реть, пом.риться
- Р.стов, выр.щенный, тв.рение
Игра «Третий лишний»
1. Прорастать, угасать, избиратель.
2. Роскошный, заблестел, озарять.
3. Полагается, соединение, простираться.
Назови одним словом, объясняя написание слова
1. Прибавлять одно число к другому. (Слагать)
2. Предварительное суждение, догадка. (Предположение)
3. Название одного из чисел при сложении. (Слагаемое)
4. Увеличиваться в росте. (Расти)
5. Специалист по выращиванию растений. (Растениевод)
6. Количество лет кому- либо. (Возраст)
7. Густо разросшиеся кустарники, деревья. (Заросли)
Итоги урока. Беседа
– Назовите гласные, которые могут
чередоваться.
– Перечислите условия написания чередующихся
гласных в корне.
– Какие трудности могут подстерегать вас при
написании безударных гласных, проверяемых
ударением?
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: Составить связный текст, используя слова с чередующимися гласными в корне.
Рефлексия: Выберите условные знаки, которые соответствуют вашей работе на уроке
! У меня все получилось. Я все усвоил.
? У меня есть вопрос.
– Мне надо еще раз все повторить.
Слово учителя. Таким образом, нужно очень хорошо знать все корни с чередующимися гласными. Если корень не узнаешь, то и не догадаешься, что надо применять какое-либо правило. Все как в обычной жизни: знакомого человека узнал – поздоровался, а мимо незнакомого пройдешь и не обратишь на него внимания.