I. Субъект практики
Практика организуется и реализуется Арчаковой
Людмилой Валентиновной, учителем технологии с
тьюторской позицией муниципального бюджетного
образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным
изучением отдельных предметов №37 города
Волжского Волгоградской области.
Опыт инновационной деятельности приобретала,
включившись в экспериментальную работу школы в
2009 году. Изучение литературы по индивидуализации
образовательного процесса, лекций Т.М. Ковалевой,
участие в работе конференций, семинаров,
мастер-классов по освоению тьюторских
технологий, участие в работе Черноморского
университета тьюторства, повысило уровень
профессиональных компетентностей. В 2013 году
провела анализ и обобщение опыта работы в этом
направлении.
Моя профессиональная позиция – быть значимой
для детей, направлена на привлечение ведущих дел,
мероприятий, событий из практики урочной и
внеклассной деятельности, социокультурного
опыта окружения школы, обеспечивающие поддержку
приобретения опыта самоопределения,
самовыражения, самоусовершенствования
самопрезентации ученика для реализации
индивидуальных образовательных целей.
II. Объект практики
Сопровождение организовано для обучающихся 5–11-х классов, проявляющих интерес к созданию изделий в разных техниках декоративно-прикладного творчества, к изготовлению швейных изделий в течение учебного года.
III. Организация образовательной среды
Образовательное движение тьюторантов
осуществляется в образовательной среде, на
основе модели «Предметное тьюторство»
(«Наставник»).При организации возможна
цикличность, возможно прекращение деятельности
тьюторанта на этапах, имеющих логическое
завершение. Тьюторанты могут объединяться в
группы, если их интересы будут совпадать.
Принципы организации образовательной среды и их
содержательная конкретизация:
– открытость расширения образовательного
пространства тьюторанта как пространства пробы
себя, своих возможностей;
– избыточность в выборе образовательных
перспектив;
– неструктурированность в сопряжении
неосознаваемого (скрытого смысла) и осознанного
заказа (здоровый прагматизм) в обучении с
выходом на варианты индивидуальной
образовательной деятельности (программы
действий).
Создание образовательной среды осуществлялось
через индивидуальные и групповые тьюторские
встречи; посещение выставок по
декоративно-прикладному творчеству,
мастер-классов, организуемых в учреждениях
дополнительного образования; организацию
посещения дополнительных занятий в школе;
организацию творческой, исследовательской,
проектной деятельности; организацию условий для
демонстрации своего интереса; помощь в выборе
способа представления своих достижений.
Расширению кругозора тьюторанта способствовала
работа с печатными изданиями соответствующей
тематики, использование материалов
Интернет-сайтов. Информирование о фестивалях,
выставках, конкурсах создавало возможность
выбора тьютором места и способа представления
своего опыта при создании продукта.
Среда не имеет определенной заданной структуры.
Она формируется согласно выбору тьюторантов.
IV. Организация тьюторского сопровождения
Этап 1. Создание неструктурированной избыточной открытой образовательной среды
Деятельность тьютора:
- представление экспонатов выставок по декоративно-прикладному творчеству (можно использовать виртуальные экскурсии);
- организация просмотров видео- и фотоматериалов с фестивалей, конкурсов, выставок прошлых лет;
- организация знакомства с презентациями опыта участников событий по декоративно-прикладному творчеству;
- информирование о положениях, видах номинаций, критериях оценивания работ на фестивалях, конкурсах, выставках, сроках их проведения;
- организация работы с печатными изданиями, материалами Интернет-сайтов соответствующей тематики;
- выявление интереса тьюторантов через индивидуальные беседы, построения карт интересов, наблюдения учителя;
- знакомство с новыми технологиями обработки материалов в декоративно-прикладном творчестве.
Деятельность тьюторанта: информирование тьютора о своем интересе (объект деятельности, форма и место презентации своего опыта).
Этап 2. Построение совместно с тьюторантом личностно-ресурсных карт
Деятельность тьюторанта:
- построение личностно-ресурсной карты и работа по составлению плана действий для реализации запроса;
- выстраивание индивидуального образовательного маршрута, который в ходе промежуточных рефлексивных бесед может изменяться.
Деятельность тьютора:
- Наблюдение за обучающимися, их умениями: умением выбирать изделие по степени сложности, соотнося со своими возможностями и опытом; умением творчески, критически подходить к окончательному выбору, опираясь на критерии, предъявляемые к будущему изделию; умением самоопределяться с вариантами получения знаний и навыков, обосновывая свой выбор; умением рационально тратить материальные и денежные средства; умением планировать свою деятельность во временных рамках.
- Направление деятельности тьюторанта по реализации запроса в ходе промежуточных рефлексий.
- Взаимодействие с родителями на предмет обеспечения материального и информационного обеспечения.
Этап 3. Совместное проектирование следующего шага развития
Деятельность тьютора:
- Оказание помощи в подготовке материалов, инструментов, оборудования, в работе по изготовлению изделия;
- Оформление заявки на участие в фестивалях, выставках, конкурсах;
- Оказание помощи в подготовке к участию в выбранных конкурсах;
- Создание условий для самопрезентации опыта тьюторанта.
Деятельность тьюторанта:
- Осмысление дальнейшего шага деятельности.
- Подготовка материалов, инструментов, оборудования и изготовление изделия;
- Подготовка и участие в выбранных конкурсах;
- Самопрезентация своего опыта в классе, на школьных и других мероприятиях.
Этап 4. Рефлексия.
Деятельность тьютора: организация тьюторской беседы, помогающей увидеть изменения, происходящие в воспитаннике, в отношении к нему окружающих, отклик на следующий запрос тьюторанта. Фиксирование проблемных точек, успехов, отношение к сделанной работе (что было интересно, вызывало трудности, раздражало, удивило, понравилось, что хотелось бы изменить).
Деятельность тьюторанта: осуществление самоанализа проведенной работы, достигнутых результатов, планирование следующих шагов.
V. Результаты и эффекты
Совокупный результат видится в возможности
саморегулирования учебной деятельности на
основе: самоконтроля и самооценки ее содержания,
выбора способов осуществления деятельности,
анализа результатов. Результаты участия детей в
конкурсах, работы которых отмечаются дипломами и
благодарственными письмами организаторов
выставок и конкурсов, кроме того вполне осязаемы
– у них есть изделия, выполненные своими
руками. Ребенок может решить заниматься ему в
этом направлении дальше или выбрать другой вид
деятельности – сформулировать следующий запрос.
Эффекты по векторам целостного тьюторского
сопровождения и развития человека сложились
следующим образом.
В социальном векторе – чувство удовлетворения,
самоуважение, приросты в накоплении опыта
самопрезентации, самоорганизации,
самодисциплины, опыта выступления на публике,
приобретении новых социальных контактов,
формировании коммуникативных умений.
В культурно-предметном векторе – умение
работать в разных техниках прикладного
творчества (как источниками и ресурсами
расширения собственных увлечений и
познавательных интересов, которым открыто
образовательное пространство класса, школы,
учреждений дополнительного образования),
расширение навыка работы с всевозможными
источниками информации, овладение различными
способами организации рефлексии. Ребенок
понимает значимость своих предметных умений,
своего индивидуального бытия, знает, где их
реализовать, возможно, в своей будущей
профессиональной деятельности.
В антропологическом векторе – изменение осанки,
походки, накопление опыта умения двигаться под
музыку (при демонстрации моделей), осознание
своей причастности к народной культуре,
нахождение зоны дальнейшего развития,
индивидуальных смыслов.
VI. Условия воспроизводства
- Наличие неравнодушного педагога, педагога с тьюторской позицией.
- Кабинет с оборудованием для обработки ткани.
- Информационный фонд по различным видам декоративно-прикладного творчества.
- Доступ к Интернет-ресурсам (желательно).
- Взаимодействие с родителями.
- Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
- Профессиональные компетенции: владение различными видами прикладного творчества, технологиями обработки ткани, организацией сопровождения проектно-творческой деятельности и навыками проведения рефлексии.