Дидактическая игра «Волшебное дерево» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Образовательные:

  • Учить определять количество звуков и слогов в   словах;
  • Расширить и активизировать словарь по лексической теме “Деревья”;
  • Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта;
  • Расширить кругозор детей.

Развивающие:

  • Развивать связную речь и диалогическую форму речи;
  • Активизировать мыслительные процессы;
  • Развивать логическое мышление и сообразительность;
  • Развивать зрительное восприятие и внимание;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • Воспитывать чувство товарищества.
  • Активизация словаря: дерево, корень, ствол, ветки, клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа, гнездо, ворона, один, два, три, четыре, пять, шесть, предлоги (под, над, в, возле, на, из), животные.
  • Дидактический материал: плоскостной макет дерева, ветки которого пронумерованы (1,2,3,4,5,6); плоскостные макеты листьев различных деревьев (клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа...), гнездо с вороной, животные.

Руководство игрой:

I вариант:

Есть у  дерева и ствол,
Ветки, листья, крона.
В кроне спрятано гнездо.
Там сидит ворона.

Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем  помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п.

 Дети: (составляют предложения с предлогами).

- Ворона сидит в гнезде.

- Ворона вылетела из гнезда.

- Ворона сидит под дубом. И т.п.

 Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают   ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…). Имея несколько плоскостных изображений диких животных, можно организовать игру “Кто за деревом?”.

II вариант:

Педагог показывает лист  какого-либо дерева, просит назвать это дерево. После этого им предлагается определить на слух количество звуков в названии дерева. Если ребенок справляется с заданием, он прикрепляет лист на ветку  с цифрой, соответствующей количеству звуков в названии дерева. Например, “дуб” - 3, “липа” - 4, “клён” - 4 и т.д.

По такому же принципу проводится игра на определение количества слогов в названиях листьев деревьев.