Цель: развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические задачи:
Образовательные:
- Учить определять количество звуков и слогов в словах;
- Расширить и активизировать словарь по лексической теме “Деревья”;
- Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта;
- Расширить кругозор детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь и диалогическую форму речи;
- Активизировать мыслительные процессы;
- Развивать логическое мышление и сообразительность;
- Развивать зрительное восприятие и внимание;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувство товарищества.
- Активизация словаря: дерево, корень, ствол, ветки, клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа, гнездо, ворона, один, два, три, четыре, пять, шесть, предлоги (под, над, в, возле, на, из), животные.
- Дидактический материал: плоскостной макет дерева, ветки которого пронумерованы (1,2,3,4,5,6); плоскостные макеты листьев различных деревьев (клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа...), гнездо с вороной, животные.
Руководство игрой:
I вариант:
Есть у дерева и ствол,
Ветки, листья, крона.
В кроне спрятано гнездо.
Там сидит ворона.
Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п.
Дети: (составляют предложения с предлогами).
- Ворона сидит в гнезде.
- Ворона вылетела из гнезда.
- Ворона сидит под дубом. И т.п.
Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…). Имея несколько плоскостных изображений диких животных, можно организовать игру “Кто за деревом?”.
II вариант:
Педагог показывает лист какого-либо дерева, просит назвать это дерево. После этого им предлагается определить на слух количество звуков в названии дерева. Если ребенок справляется с заданием, он прикрепляет лист на ветку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названии дерева. Например, “дуб” - 3, “липа” - 4, “клён” - 4 и т.д.
По такому же принципу проводится игра на определение количества слогов в названиях листьев деревьев.