Цель: Обобщить и закрепить знания детей о лесе, как о доме для животных и растений; расширить представления об образе березы в поэзии и детском творчестве.
Задачи:
- закрепить знания детей о временах года, об осени;
- развивать связанную речь, расширять и пополнять словарный запас;
- формировать навыки поведения в лесу;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Образовательные области: социализация, коммуникация, художественное творчество.
Предварительная работа: заучивание стихов, загадок, рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: венки на голову четырех времен года, иллюстрации времен года, изображения деревьев, бумага, кисточка, клей, салфетка, бумага цветная, ножницы.
Ход НОД
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у нас сегодня гости. Как вы думаете, кто это? (Времена года). Давайте поиграем в игру “Кто знает, когда это бывает?”
Гости дети-времена года -загадывают загадки:
1.
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня...(Зима)
2.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня ...(Весна)
3.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
“Купайтесь” - приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я...(лето).
4.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я....(осень)
Воспитатель: - Молодцы, дети, все загадки отгадали. А какое у нас сейчас время года?... Начало осени или конец?...Какой сейчас месяц?... А какие приметы осени вы знаете? (становится холоднее, часто идут дожди, желтеют, а затем опадают листья с деревьев, перелетные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери делают заготовки на зиму и др.)
Весна: У каждой из нас были картинки. Но ветер их все перемешал.
Воспитатель: Давайте поможем нашим гостям.(Детям раздаются картинки. Каждый ребенок говорит какое время года на ней изображено и отдает соответствующему времени года).
Лето: Спасибо, вы нам очень помогли.
Зима:
А теперь нам пора уходить,
Но я скоро к вам вернусь.
(Времена года отходят в сторонку, снимают венки и возвращаются к детям.Осень остается)
Ребята а сейчас я хочу загадать вам загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
О чем эта загадка? (о лесе)
Представьте что мы оказались в лесу. Давайте немного отдохнем (Физминутка)
Мы пришли в осенний лес!
Сколько тут вокруг чудес!
Справа – березка в наряде стоит.
Слева – елка на нас глядит.
Вот зайчишка побежал,
От лисы он убежал.
Серый волк по лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет теперь он нас
Воспитатель: А сейчас мы сядем на пенечки (дети садятся на круглые подушки).
- Скажите, дети, почему в загадке лес называется домом? Кто живет в лесу? Какие растения можно увидеть в лесу? Деревья и кустарники живые или нет? Почему? Для чего нужны нам деревья? Как изменился лес с приходом осени?...
Воспитатель обобщает ответы детей: Лес – это целая страна, целая система, где все взаимосвязано друг с другом, это доброе зеленое царство, в котором живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки, растут ягоды, грибы, цветы и самые разнообразные деревья.
А еще в лесу живет лесовичок, он прислал нам письмо, давайте откроем его (В конверте письмо и картинка, на которой мальчик сломал веточку дерева)
Письмо лесовичка : “ Здравствуйте, ребята. Вчера ко мне в лес приходил мальчик. Он мне очень не понравился, но мне нужно с ним побеседовать. Я отправляю вам его фотографию. Может быть вы его узнали?
- Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете этого мальчика? У нас в группе есть такие? Как вы думаете, о чем хочет поговорить с ним лесовичок? Хорошо ли поступил мальчик? (ответы детей)
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети отвечают:
- не нарушать тишину
- не ломать деревья
- не рвать цветы
- не разрушать муравейники
-не брать домой птенцов и детенышей диких животных
- не оставлять непотушенные костры
- не вырывать с корнями грибы
Воспитатель: Правильно дети, природу надо беречь. А еще лесовичок прислал нам игру “Какого дерева листок” ( дети рассматривают листья березы, рябины, находят дерево и показывают его)
- Посмотрите, здесь еще один листок, на нем что-то написано:
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
(Воспитатель показывает иллюстрации с изображением березы)
- Рассмотрите красавицу березку, полюбуйтесь ею. Как в любое время года мы можем узнать березу? (Белый ствол только у березы)
- Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?
Дети читают стихи:
1.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
- Е. Трутнева описала березку осенью. А вот в этом стихотворении?
2.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- С.Есенин рассказал о березке зимой. Послушайте еще одно стихотворение.
3.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: С.Есенин описал березку летом. Березы красивые в любое время года. На белой бересте (береста –верхний слой коры березы) четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.
- Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо белые.
Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках.Не боится она ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков. Береза растет очень быстро и может жить 150-180 лет. На Руси всегда любили белоствольную красавицу- березу. Ее называли деревом счастья. Береза- щедрое и доброе дерево. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки для ягод и грибов. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Гибкой и прочной берестой связывали разбитые вещи. Из березовых почек готовили лекарства,а березовыми вениками парились в банях- хворь выгоняли. А весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей (дятлы, синица, зяблики, малиновки, медведи, муравьи, бабочки лимонницы и крапивницы) сладким и целебным соком.
Воспитатель: Много песен и стихов сложено про березу.
Давайте послушаем стихотворение “Моя береза”.
Ребенок читает стих:
Каждый день я вижу
Березу из окна-
И нет подруги ближе,
Милей мне, чем она!Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер- невидимка
Колышет лист резной.А летним днем струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Видите, какое замечательное стихотворение написал автор про березку. А вам нравится березка? Давайте сейчас у себя в группе “посадим” небольшую березовую рощу.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже склеили из белой бумаги вот эти трубочки, это будет ствол березы. Из черной бумаги мы наклеим на ствол небольшие полоски (отрывая маленькие кусочки от большого). Затем мы нарежем желтый прямоугольник на тонкие полоски – это будут листья и приклеим их на ствол.
Показ воспитателя. Выполнение работы детьми. Готовые березки дети наклеивают на одну общую основу.
- Посмотрите, какая получилась роща. Ребята вам нравится? А что еще вам сегодня понравилось? О чем мы с вами говорили? (ответы детей). Сейчас мы наведем порядок на своих столах. А вашу работу покажем всем родителям.