Цели и задачи урока:
- формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства. Познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
- предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить поступки Ивана Грозного, сформировать своё личное отношение к ним.
- важно отметить, что великие творения архитектуры не только прекрасны, но и являются “следами прошлого” в настоящем. Так Успенский собор напоминает о венчании на царство первого царя, а собор Василия Блаженного народные легенды связывают с памятью о злодеяниях Ивана Грозного.
- создание образа царя Ивана Грозного и представление о его правлении, о его отношении к людям и общественной справедливости.
Урок интегрирован с технологией, дети в конце урока по шаблонам изготовили пазлы элементов Кремля, а затем на доске конструировали.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы урока.
Учитель: Прежде чем мы с вами начнем наш урок, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
(проверка домашнего задания)
Учитель: Давайте представим себе, что мы летим в самолёте и смотрим на нашу Москву сверху. Красок какого цвета мы увидели бы больше?
(жёлтого)
- Почему? ( В Москве много церквей, а их купола покрыты позолотой)
- И по этой причине как называют Москву?
(предположения детей)
(златоглавая) - Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
(варианты детских ответов)
- Правильно.
- “Москва златоглавая”
(Слайда № 2)
Учитель: Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце.(Сердце -орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)
Может ли человек жить без сердца? (нет)
Делаем вывод: все необходимые для жизни человека питательные вещества проходят через сердце.
Учитель: Вы слышали когда-нибудь выражение “Кремль - сердце Москвы, Москва - сердце России. (на доске выражения)
(на доске появляется запись “Кремль - сердце России” )
Ученики: (ответы детей)
Учитель: Давайте сформулируем основной вопрос урока, на который нам нужно будет ответить.
“Почему Кремль называют сердцем России?” (Слайд № 3)
3. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы.
Учитель:
- А вот что о Москве пишет Ф. Глинка. (чтение стих.)
Сегодня мы поговорим о Кремле.
- Кремль находится в столице нашего государства. А столица - самый главный город России.
- Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве.
- Ребята, что обозначает слово “Кремль ”.
(ответы детей)
(Кремль - крепость и укрепление.)
- Давайте обратим внимание на первую пословицу “ Москва не сразу строилась” (Слайд № 4) Как вы это понимаете? (ответы детей)
- А как это начиналось, мы сейчас узнаем.
Учитель: Московский Кремль - это могучий, полный величия, достоинства и силы архитектурный ансамбль.
Ученик: Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в1367г. Однако после войн в 1382г. Кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, считавшихся тогда лучшими в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI века ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. (Слайд № 5)
Ученик: Территория Кремля была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигла 2 км и 250 м толщина от 3м 50см до 6м 50см,а высота от 5 до 19м.Кремль располагался на холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. (Слайд № 6)
Ученик: Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, воплотил в себе и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.
Учитель: Можно ли сказать что стены современного Московского Кремля защищают город? (нет)
- А почему все люди приезжающие в Москву стремятся увидеть Кремль?
- Ответы детей
(потому что он очень древний, нарядный и красивый)
- Значит, государи заботились не только об укреплении, но и о красоте города.
- Вернёмся к вопросу урока
Ученик: Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; ее центральным сооружением является колокольня Ивана Великого достигающая в высоту 81м. (Слайд №7) В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Величественный пятиглавый Успенский собор - крупнейшее общественное здание того времени.
Здесь венчались на царство государи, объявлялись важнейшие государственные решения. (Слайд № 8)
Был построен Теремный дворец, (Слайд №9) Сенат, Арсенал, (Слайд № 10 )
Царь пушка (Слайд № 11 )
4. Первичное закрепление и применение нового знания.
Учитель: С этого времени великого государя стали называть царём.
Народ считал его своим господином и защитником, “царём-батюшкой”.
Но вскоре его прозвали Грозным.
Как вы считаете, за что его прозвали так? (ответы детей)
Учитель: - Давайте сравним наши предположения с информацией в учебнике.(читает1 ребёнок) (работа с учебником с.59 -60)
Ученик: В1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. (Слайд №12)
Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. ( Слайд №13)
Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры,то его внешнее убранство напоминает венецианские дворцы. Тогда же была построена и Гранатовитую палату. Гранатовитая палата являлась частью дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приёмы, заседания Боярской думы. (Слайд №14)
Учитель: - Давайте обратим своё внимание ещё на одну пословицу.
“Близ царя - близ смерти”
Учитель: - Каким человеком был царь? Ваши предположения. Дайте ему словесную характеристику.
(властным и жестоким считавший своих подданных холопами, т.е. рабами) Обратимся к иллюстрации в учебнике с.60)
(чтение текста под картинками ребёнком вслух)
Физминутка
5. Самостоятельная работа.
Учитель: Сейчас мы закрепим полученную информацию.
Работа в рабочих тетрадях (откройте тетради с. 23 задание № 1)
На столе у вас лежат тесты.
(вам нужно их выполнить)
Учитель: - Сегодня мы с вами на некоторое время окунёмся в другой мир и представим себя в роли мастеров того времени поработав в группах.
- Нам предстоит создать часть стены Московского Кремля.
(работаем по группам)
- 1 группа (мастера по строительству стен)
- 2 группа (мастера по строительству башен)
- 3 группа (мастера по строительству соборов и храмов)
- 4 группа (группа займётся высаживанием растений возле стен)
Дети, используя магниты с прикреплёнными к ним элементами пазл, выстраивают на доске часть Кремлёвской стены.
Учитель: - Мы создали один фрагмент из истории московских стен, но стены постоянно реставрировались и сейчас они имеют совсем другой вид. Слайд №15)
- Москва постепенно росла и расширялась.
- Чем столица отличается от других городов?
(в ней находится правитель - государь всея Руси, который издаёт законы для своего государства а сейчас - глава государства Президент)
- Куда шли люди? Где жил правитель? (В Кремле)
Из Московского Кремля законы и важные распоряжения расходились по всему государству.
- А сейчас мы отправимся в современную Москву и увидим много интересных мест.
(Звучит музыка и идут слайды о Москве.)
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
- Сейчас мы проверим ваши знания, поработав с тестами которые вы выполнили.
(учитель проговаривает правильные ответы)
- Самооценка своих работ.
7. Домашнее задание.
.Составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Считаешь ли ты, что его правление было справедливым?
Список литературы.
1. Учебник и рабочая тетрадь “Окружающий мир”, 3 класс УМК “Школа 2100”, издательство М., Баласс, 2012 г. Автор Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М. Е. Турчина.
2. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.