Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог путем непосредственного знакомства с растениями в природе.
Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, гербарная папка, дидактические карточки с заданиями.
Проведение экскурсии.
Перед выходом на экскурсию необходимо вспомнить правила поведения в природе: запретить какие-либо сборы растений и ловлю насекомых. Проверяется наличие у учащихся нужного оборудования и форма одежды.
Вводная беседа.
Экскурсии в природу способствуют поэтическому вдохновению
Придорожные цветы.
Е.Беляева
Передо мною на столе чистейший лист бумаги.
На нем пишу, что на Земле есть горы и овраги,
О том пишу, что на Земле есть речки и холмы,
О том, что этой красоты ценить не можем мы.
Мы засоряем водоем, мы грязь в озера льем
Бросаем мусор по лесам и бьем животных там.
Вблизи дороги рос цветок, красивый и большой
Стоял, качаясь, одинок, с зеленою душой.
Но раз машина пронеслась, и пронеслась другой
И в пыльную густую власть попал цветок смешной.
И что осталось от цветка – засохший стебелек
А по нему прошлась нога,
И в крахе наш цветок.
И с той поры у пыльных у дорог
Нет ни травинки, где же там цветок?
Плоды, что у дороги созревают
Ни люди, ни зверье не собирает.
Растения, произрастающие вдоль дорог – придорожные растения – постоянно сопутствуют человеку. Где нет человеческих жилищ, и человек является редким посетителем – среди степей, лесов - там нет этих растений. Условия, создаваемые человеком, на первый взгляд, далеко не привлекательны. Человек и его домашние животные ходят по этим растениям, животные щиплют, рвут их. Придорожные растения находятся под постоянной угрозой быть раздавленными, сорванными, съеденными, сломанными.
Такие условия нельзя назвать благоприятными для роста и развития, поэтому у придорожных растений выработались приспособления к перенесению неблагоприятных условий. Эти растения отличаются приземистостью и мелколистностью, поэтому они не могут существовать среди других растений, сильно их затеняющих. Типичные придорожные растения лежат или лежат на земле, вследствие чего вытаптывание и скусывание не представляют для них большой опасности. Придорожные растения имеют хорошо развитую механическую ткань, благодаря чему стебель упругий, не ломкий.
Вообще, придорожные растения можно условно разделить на 4 группы:
- листья собраны и расположены в виде прикорневой розетки (подорожник, одуванчик); цветоножки на открытых участках мало приподнимаются над землею;
- стебли длинные, стелющиеся по земле, с мелкими листьями по всей длине (спорыш, клевер ползучий);
- растения с приподнимающимся над землею невысоким и упругим стеблем, листья небольшие (пахучая ромашка – листовые пластинки мелко рассечены и практически не разрываются);
- растения, которые сочетают в себе многие признаки придорожных растений (гусиная лапка – на ползучем, стелющемся стебле периодически образуются укореняющиеся листовые розетки, что является способом вегетативного размножения; лютик ползучий, пастушья сумка, мятлик однолетний).
Иной вид и иные приспособления имеют растения на пустырях, на местах развалин, старых жилищ, на свалочных пунктах. Растения эти не прижаты к земле, а, наоборот, большие, высокие. Приспособления их носят не пассивный, как у придорожных растений, а активный характер.
У многих видов пустырных растений мы встречаемся с наличием настоящего вооружения в виде колючек, наносящих болезненные раны. Например, бодяк ланцетолистный, чертополох курчавый, чертополох поникший. Колючки этих растений действуют механически, нанося раны. У крапивы двудомной мы находим сочетание механического оружия с химическим.
Немало на пустырях растений, имеющих только химические орудия защиты. Они содержат едкие, неприятные, даже ядовитые вещества, делающие их несъедобные. Например, белена, дурман, чистотел, молочай, полынь.
Таким образом, самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес.
В. Берестов
Одуванчики
Вот они! Молчком, молчком
Корни сок готовят белый,
Горьковатым молочком
Кормят стебель пустотелый.
Праздник солнца! Сколько вас,
Одуванчиков у лета.
Детства золотой запас,
Неразменная монета.
Обновятся все дворы
Все лужайки до единой,
Распрекрасные шары,
Развеселые седины
Легкий вздох иль ветерок –
Пух летит за горсткой горстка
И останется кружок
Наподобие наперстка.
Вопросы для закрепления.
- Что способствует сохранению влаги у подорожника?
- Почему животное и человек обходят растения пустырей?
- Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений?
- Какие приспособления выработались у растений или в чем проявляется соответствие строения условиям жизни?
Самостоятельная практическая работа учащихся
(по инструктивным карточкам).
- Обследовать выделенную территорию, найти растения из разных семейств.
- С помощью определительной карточки установить видовую принадлежность двух растений.
- Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов и оформите записи в виде таблицы:
№ п/п | Видовое название | Строение листьев | Строение цветков |
1 | |||
2 |
Итоги экскурсии
Обобщающая беседа.
Чем объяснить черты сходства у растений разных видов? (Одинаковые приспособительные особенности – результат обитания растений разных видов в одинаковых условиях среды)