Цели урока:
- объяснить принцип действия тепловых двигателей;
- показать значение тепловых двигателей в жизни человека;
- развивать наблюдательность, внимание, творческого мышления;
- воспитывать умение слушать товарища;
- формировать умения работать с дополнительной литературой;
- способствовать формированию научной картины мира;
- создание позитивного отношения учащихся к предмету.
Оборудование: Проектор, компьютер, видеофильм “Тепловые двигатели (ТД) и их применение”, тексты о тепловых двигателях и их влиянии на экологию, парты составлены попарно, для команды 4 человека.
ПЛАН УРОКА
ВСТУПЛЕНИЕ Звучит “Песня Знайки о путешествиях”.
Добрый день. Любите ли вы путешествия? Конечно, да! Это и отдых, и новые впечатления, и новые знакомства и еще что-то свое для каждого.
КОНЭРС
Посмотрите, в каждом углу класса написано название транспорта, на котором можно совершить путешествие (Автомобиль, самолет, поезд, пароход). Подумайте, как бы вы хотели путешествовать? Пройдите в свой угол.
ТАЙМД - ПЭА-ШЭА
Обсудите со стоящим рядом, что заставляет двигаться ваш транспорт, на высказывания 30 секунд, первым говорит тот, кто ниже ростом. Займите места с новой командой. Выскажите мнение команды. Займите место за столами.
ЭЙ-АР-ГАЙД 1
Переверните листы с названиями видов транспорта. Там указан вид двигателя, который используется в этом транспорте: Автомобиль - ДВС, самолет - реактивный двигатель, пароход - паровая турбина, поезд -дизельный двигатель. Подумайте, что у них общего? Запишите. Ответить на вопрос поможет видеофрагмент “ТД и их применение” Посмотрите, изменилось ли ваше мнение после просмотра. Вывод: сгорание топлива приводит к возникновению механического движения. Откройте тетради и запишите тему урока: Тепловые двигатели - это устройства в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую работу.
ФИНК - РАЙТ - РАУНД РОБИН
Мы живем в окружении тепловых двигателей, они не только помогают нам путешествовать, но и вырабатывают электроэнергию, помогают в промышленности и в сельском хозяйстве. Мы довольно много знаем о них. Попробуйте заполнить первую колонку таблицы “Знаю”, а затем и вторую “Хочу узнать”, а треть колонку мы заполним после работы с текстом. Тексты (синие) лежат на столах, возьмите себе задания произвольно. Обсудите в команде, что вы узнали, помня о четырех основных принципах необходимых для успешной работы в команде: Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.
Остались ли какие-нибудь ваши вопросы без ответа? Попробуйте ответить на них дома, привлекая различные источники информации.
Вопрос, как можно сгруппировать двигатели. Запись в тетрадь: внутреннего сгорания (ДВС, дизель), внешнего сгорания (турбина, реактивный).
ЭЙ-АР-ГАЙД 2
Спасибо ТД и их изобретателям, они сделали нашу жизнь интереснее, быстрее, комфортнее. Но так ли безобидны наши изобретения?
На столах есть таблицы с утверждениями. В столбике “ДО” поставьте “+”, если вы согласны с утверждением, или “-” , если вы не согласны. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
1. Промышленность и транспорт не могут заметно влиять на состав атмосферы. | ||
2. Большее влияние на экологию оказывают промышленные предприятия, а не транспорт. | ||
3. Техническое состояние автомобиля абсолютно не сказывается на его влиянии на атмосферу. | ||
4. Реактивные двигатели используют для полетов в космосе, а значит, они совсем не влияют на экологию. | ||
5. Можно ли защитить окружающую среду от загрязнения? |
Теперь прочитайте тексты, написанные на розовой бумаге, и вновь прочтите утверждения. В столбике “ПОСЛЕ” поставьте “+”, если вы согласны с утверждением, или “-” , если вы не согласны.
Сравните столбики “ДО” и “ПОСЛЕ”. Изменилось ли ваше мнение? Почему?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие утверждения, являются самыми важными для вас? Почему? Конечно последний! В наших силах бороться с загрязнением окружающей среды! А чтобы знать как, мы должны изучать законы природы и уметь жить в мире с ней и с окружающими нас людьми.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ параграф 22, 23.