“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры преподавателя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.(Приложение 1)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учащихся к взрослой жизни закладывается в школе , поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.
Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин “мультимедиа” означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:
1) комплексное их использование на различных этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.
Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР - это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
- репетиторы;
- тренажёры;
- обучающе-контролирующие;
- игровые;
- интерактивные;
- предметные коллекции;
- справочники, словари;
- практические и лабораторные задания
- предметные миры;
- предметные учебно-методические комплексы;
- инновационные УМК
- тесты; и тестовые задания;
- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
- инструментальные средства
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:
И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- вводить текст с помощью клавиатуры;
- фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся..
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
- конспекты не писать;
- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это “круто” и престижно.
Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и члены педколлектива собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшего успешного освоение новых образовательных стандартов
Карта анализа посещенных уроков
Параметры анализа |
% применения |
Объявление темы урока, формулирование целей и задач | 78 |
Практическая деятельность | 100 |
Обеспечение контроля | 95 |
Осуществление коррекции | 86 |
Применение современных технологий | 72 |
Оценивание учащихся | 100 |
Подведение итогов | 67 |
Домашнее задание (место, пояснение) | 83 |
Дисциплина | 100 |
Этика общения | 95 |
Работа с тетрадями | 100 |
Наличие плана урока | 5 |
Как видно из представленной таблицы, в нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания:
- Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
- Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
- Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
- Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
- Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность. Ресурсы интерактивной доски не используются.
- Наличие плана. Только один учитель смог предоставить технологическую карту урока.
Экспресс-анкета педагогов (ответы “да” или “нет”)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут “околесицу”, я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов “да”, то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов “Каким вы представляете современный урок.
1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт.
А) учиться дома по компьютеру
Б) чаще использовать интерактивную доску
В) использовать компьютер чаще
Г) спрашивать д/з на уроке, а не на перемене
Д) понятней объяснять новую тему
Е) задавать меньше домашней работы
Ж) чтобы не кричали учителя, если мы не понимаем тему
З) на современном уроке учителя не должны проверять д/з, т.к. на это уходит много времени. На уроке должно быть много практики. Учителя не должны кричать на учеников, когда те затрудняются с ответом, т.к. они этим занижают самооценку.
И) использовать электронные книги. Свободный диалог между преподавателем и учениками. Высокая квалификация преподавателей.
К) применять современные знания из интернета.
2. Все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших занятиях? Пожалуйста, напишите два столбца:
первый — те черты современного урока, которые вы видите на занятиях, | второй — те, которых нет, но вы считаете, что они должны быть. |
Использование интерактивной доски | Понимание учителем учеников |
Проведение различных контрольных | Электронные книги |
3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким?
Ученики | Преподаватели |
Делать д/з Не баловаться на уроке Быть внимательными на уроке Записывать все, что говорит учитель Уважать учителя и одноклассников |
Не перегружать д/з учеников. Помнить,
что другие предметы тоже задают. Преподавать понятней Не кричать Объяснять своими словами Искать подход к каждому ученику индивидуально Давать возможность ученику высказать свое мнение Использовать интернет |
4. Назовите учебные предметы, на которых вы больше всего
- пишете под диктовку преподавателя; русский, литература
- конспектируете литературу; литература, история.
- занимаетесь самостоятельно под руководством преподавателя; русский язык, немецкий язык; обществознание, география, экология,
- рассуждаете на заданную тему; математика, русский язык, обществознание, история, география, экология
- спорите, решаете проблемы. История, литература, обществознание, математика, русский язык, экология.
5. Часто ли вам приходится посещать нашу библиотеку?
- Каждый день; - 0
- раз в неделю; - 10%
- 1–2 раза в месяц; - 60%
- 1–2 раза в полугодие; - 10%
- только при подготовке к экзаменам; - 0
- почти никогда – 20%
6. Часто ли вы посещаете другие библиотеки посёлка?
- Раз в неделю - 0
- 1–2 раза в месяц – 20%
- 1–2 раза в полугодие – 10%
- только при подготовке к экзаменам - 0
- почти никогда -70%
7. Согласны ли вы с утверждениями:
а) Взаимоотношения преподавателей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества.
- Согласен -20%
- скорее да, чем нет – 40%
- сомневаюсь – 0
- скорее нет, чем да – 30%
- не согласен- 0
б) Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учащихся.
- Согласен -20%
- скорее да, чем нет – 20%
- сомневаюсь – 10%
- скорее нет, чем да – 20%
не согласен-10%
8. Назовите предметы, занятия на которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.
Русский язык, информатика, математика, литература, физкультура, география, обществознание.
Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.
Решение:
Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:
1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов;
2. С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;
3. Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;
4. Продолжить совершенствование материально-технической базы школы
5. С целью организации эффективного учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ технологий активизировать работу МО педагогов школы по повышению ИКТ-компетентности;
Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника.
Источники.