Форма проведения – родительский всеобуч
Цель: помочь родителям первоклассников осознать ценность семейного чтения как эффективного средства воспитания младших школьников на примере дагестанских сказок, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы семейного чтения.
Задачи:
- Рассказать родителям о важности семейного чтения, как одной из форм общения родителей с детьми и привитии любви к книге и чтению на примере дагестанских сказок.
- Показать через сказку путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и духовно-нравственному воспитанию личности.
Вступление
Здравствуйте, уважаемые родители! Как часто вы уделяете время для семейного чтения со своими детьми? Многие считают, что сегодня катастрофически не хватает времени для общения. Вы приходите уставшие с работы и мечтаете о том, чтобы вас никто не беспокоил. А тут сын или дочь хотят, чтобы им помогли нарисовать рисунок или послушать как он или она читает. Иногда можно наблюдать, как ребёнок, читая по слогам, не понимает смысла прочитанного и ему надо несколько раз перечитывать текст. Тем самым он сталкивается с трудностями и уже не хочет садиться за книгу, так как ему скучно и утомительно чтение. Противоречие между несовершенным чтением и относительно высокими возможностями восприятия ребёнком слова преодолевается постепенно. Однако, возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Специалисты считают, что вопрос не в том, есть ли время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть вместе. Поэтому наше родительское собрание посвящено теме семейного чтения.
Доказано, что хорошие читатели, в отличие от не читателей, имеют большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют свои мысли.
Читающий человек – культурный, социально защищённый, культурная личность – залог устойчивости социума, членом которого он является.
Чтение – это фундамент для решения таких актуальных задач воспитания и обучения, как обеспечения исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Рассматривая проблему чтения в логике общекультурного развития младшего школьника, мы понимаем текст не только в узком, традиционном смысле, как печатное и письменное слово, но и в широком значении, как текст культуры.
В. Сухомлинский сказал: - “Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя”. Какое окошко будет у вашего ребёнка, зависит от вас, уважаемые родители, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание. Именно поэтому роль взрослого в развитии интереса к чтению, в том числе и семейному, имеет большое значение для читательской судьбы ребёнка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Ребёнок, любящий читать, легче находит признание среди одноклассников, у него лучше развита устная речь, он свободнее выражает свои мысли в общении, лучше понимает других.
Огромное влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то, что ему интересно. Для него интересная книга – значит “хорошая”, неинтересная – значит “плохая”. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.
Явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.
Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда - один из главных факторов привлечения детей к чтению.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Хорошо бы сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть ребёнок. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами сидите и читаете с удовольствием.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить после чтения-беседы “Вопрос ответ”; вместе (хором) рассказывать сказки.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его душу и сердце.
Говоря о выборе книг для семейного чтения, мы хотим остановиться на народном художественном творчестве как особом феномене культуры, его возможностях в духовно-нравственном развитии личности растущего человека.
Слова А.Н. Толстого ярко и точно отражают суть устного народного творчества “… народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественными былины <…>, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов” [4].
Устное народное творчество оказывает большое влияние на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника, так как представляет несомненную общественную ценность, имеющую познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение.
Сказки несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.
Слушая сказку, дети получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его духовное богатство, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережного отношения к природе.
Язык сказок способен обогатить детское творчество, сделать детскую речь ярче и образнее. Таким образом, еще одна важная сторона – это общение, определяемое коллективным характером этой деятельности.
Так как мы живем в Дагестане, хотелось бы подчеркнуть чрезвычайное сходство по содержанию русских сказок со сказками других народов, в том числе и дагестанскими. Все они делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных
Волшебные сказки привлекают слушателя фантастикой, волшебством, в них человек достигает того, что он не может осуществить в жизни. Герой волшебных сказок - образец совершенствования, но, однако в своих поступках, речах положительные герои остаются простыми людьми. Волшебная сказка - это не пустая выдумка, она крепко связана с жизнью простого народа, с его чаяниями, в ней выражен народный оптимизм. Конфликты в волшебных сказках разрешается в пользу справедливости, добро всегда побеждает зло.
В сказочном фольклоре особое место занимают бытовые сказки, в которых герой действует в знакомой крестьянину и горожанину обстановке, мало в ней чудес, волшебных предметов и помощников. Сказочный герой должен надеяться в основном на самого себя, свой ум, изворотливость, ловкость, а также на счастливый случай и недогадливость своего врага. Часто бытовые сказки носят сатирический характер, в них есть юмор. В бытовой сказке часто рассказывается о хитроумных загадках и умных ответах.
Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими, сильными маленькими, слабыми животными. Хотя в сказках говорится о животных, слушатель понимает, что под ними подразумеваются люди. Стремление народа к социальной справедливости вечно, поэтому в сказках слабые животные с помощью ума и ловкости побеждают более сильного зверя. В сказках о животных под видом зверей всего высмеиваются людские пороки.
Сказки народов Дагестана представляют собой один из богатейших жанров устного народного творчества. Тематика сказок имеет много общего со сказками других народов, но дагестанские сказки имеют и свое национальное своеобразие, особенно это касается предметов волшебства. В сказках народов Дагестана помощниками положительного героя чаще всего становятся такие предметы, как кольцо или серьги, вместо шапки – невидимки выступает волшебная плеть, с её помощью строятся или уничтожаются мосты, а шапка – невидимка в горах не нужна, в глубоких кавказских ущельях “можно спрятаться и без нее”. Вместо скатерти – самобранки в дагестанских сказках выступает иногда рог красной коровы. Излюбленным предметом - помощником выступает дубинка. Их одушевленных предметов в дагестанских сказках помощником героя выбирается конь, редко какая волшебная сказка обходится без него.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение сказок является средством внутрисемейного общения людьми разных поколений:
- семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
- совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, следовательно, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что способствует знакомству ребенка с народными обычаями и традициями;
- после чтения сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни;
- чтение сказок позволяет уяснить значение таких понятий как добродетель, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у детей появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении выражения, слова, о событии или явлении, прочитанном в сказке. А у родителей возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком.
Рекомендации, которые могут быть предложены родителям:
- при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблемы семьи и своего ребенка;
- сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
- читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами;
- если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
- порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или “сворачивать” разговор; постарайтесь выслушать и понять ребенка;
- если в семейном чтении принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;
- если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку – это неслучайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, следовательно, духовно-нравственного воспитания личности.
Литература
- Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа . –2007.– № 11. – С. 15-17.
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе: Родительские собрания и не только. – Москва - Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 190 с.
- Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 25-28.
- Толстой А.Н. Родина / А.Н. Толстой. Собр. соч. в 10-ти т. – Т.10. – М.: Художественная литература, 1961, с. 508.