Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в российское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Нашей задачей сейчас не является их обсуждение. На данный момент важно обратить имеющиеся минусы в плюсы.
Учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация так же в первую очередь важна и учащемуся, так как она дает осознание того, как готовиться к самому экзамену. Для многих старшеклассников трудность в сдаче ЕГЭ связана, прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. И здесь во многих случаях подготовка сводится к разбору решений экзаменационных задач прошлых лет. Эффективность такой подготовки достаточно сомнительна.
Поэтому учитель должен разработать систему подготовки с максимальной опорой на самостоятельную деятельность учащихся и с применением обучающего контроля. Основой этой системы могут являться кодификаторы и спецификация, позволяющие разбить материал на несколько крупных тематических блоков. (Слайд 2 Приложение 1) И далее учитель выбирает вариант повторения, выстроив повторение либо по содержательным (вычисления, буквенные выражения, уравнения, неравенства, элементы математического анализа и т.д.), либо по функциональным линиям (три в 9-м классе, шесть — в 11-м). Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.
Каждый 11-классник также должен знать, какие требования предъявляют к его математической подготовке на выпуске из школы. Они перед вами на слайде. (Слайд 3 Приложение 1) Учитель должен конкретизировать эти требования для каждого урока и вводить в целеполагание, направляя образовательный процесс на овладение этих требований.
Анализ результатов ЕГЭ прошлых лет позволяет выделить проблемы в обучении математике, которые явно проявляются при сдаче ЕГЭ выпускниками. Они перед вами на слайде. (Слайд 4 Приложение 1)
Учащиеся одного класса обычно имеют разный уровень подготовки, зависящий и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Поэтому, ученик, желающий больше знать и уметь, должен заниматься самоподготовкой. А учитель всегда ему должен помочь в возникающих вопросах.
Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация. Но все эти качества у ученика не возникают сами по себе, а формируются в образовательной среде, создаваемой учителем.
В первую очередь я изучаю вместе с учениками формат и структуру контрольно-измерительных материалов, которые используются в ЕГЭ по математике.
Для того, чтобы экзамен не стал для выпускников испытанием на прочность нервной системы, я планирую изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации (примеры на слайде). (Слайд 5 Приложение 1)
Чтобы эффективно управлять подготовкой, я провожу диагностические тесты для выяснения пробелов в знаниях и определения уровня математической подготовки учащихся. Далее планирую совместную работу с учеником, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, о которых было сказано выше и хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки. Поэтому очень важно развивать регулятивные навыки, чтобы 11-классники умели сделать выбор, на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют), какие и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень.
Подготовка должна носить системный характер. Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзаменационной работы, предложить им правильную стратегию. И здесь уместно вспомнить известных педагогов-дидактов Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина. Их сконцентрированный опыт перед вами на слайде. (Слайд 6 Приложение 1)
Также немаловажна психологическая составляющая. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать от учащихся обязательности, исполнительности, самостоятельности. Каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить; быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению.
На данный момент мы с учащимися познакомились с экзаменационной работой, ее структурой и основными особенностями и нововведениями. В конце октября в нашей школе, как и в других школах в одиннадцатых классах были проведены диагностические работы в форме ЕГЭ базового уровня, и учащимся стал понятен его логический и структурный состав. Как результат, могу привести такой пример. У меня 11-й историко-филологический класс, настрой на математику, скажем мягко, далеко не у всех был тот, который необходим для сдачи экзамена. Сейчас ситуация понемногу меняется, повысилась мотивация и как следствие, работоспособность и на уроках и дома.
Никогда не поздно 11-тикласснику начать самоподготовку к экзамену.
Во-первых, обязательно нужно учиться стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками, встроенными с систему работы учителя.
Во-вторых, уже в феврале я планирую основную работу по непосредственной подготовке к экзамену в ходе обобщающего повторения: каждая тема будет даваться в сжатом виде с основными акцентами – базовыми, по которым учащимся можно, да и нужно, составлять краткий справочник по этой теме; будут еще раз разбираться типовые задания уровня первой части, так называемые прототипы. На каждую тему отводится не более двух уроков. Основная отработка этих заданий обычно предусматривается в комплексных работах, выполнением которых заканчивается обобщающее тематическое повторение.
С сентября рекомендую каждому выпускнику включать основную составляющую подготовки – выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ на интернетовских сайтах (http://alexlarin.net/ege15.html). Хотя эта работа и носит индивидуальный характер, нужно предусмотреть варианты контроля – диагностики собственного продвижения. Я выделяю один урок в месяц для ответов на возникшие вопросы по выполненным вариантам. (Слайд 7 Приложение 1)
Также полезна работа с формулировками вопросов. Привыкнув к традиционным формулировкам “Выполните действия”, “Решите уравнение”, “Решите систему неравенств” и т.д., учащиеся могут испытывать затруднения, если вопрос задается нетрадиционно. А в ЕГЭ представлен достаточно широкий спектр вопросов. (Слайд 8 Приложение 1)
И в заключении хочу еще раз остановиться на полезных Интернет-ресурсах, хорошо зарекомендовавших себя в процессе подготовки к ЕГЭ. Это тематические тесты по основным темам кодификатора с сайта http://uztest.ru. Чем они хороши? Вы можете генерировать сколько угодно заданий по нужной Вам теме до тех пор, пока не будете уверены в ее усвоении. После решения теста можно проверить ответ, а на некоторые задания даже можно посмотреть решения.
Умно и грамотно выстроен сайт http://alexlarin.net/ege.html. Там можно найти все необходимые материалы к подготовке к ЕГЭ-2015 по математике. Это и выкладываемые каждую неделю тренировочные варианты, решать которые можно в течение недели и консультироваться по ходу решения на соответствующем Форуме. Мало того, можно вводить свои ответы на первую часть в он-лайне и тут же узнать, верны они или нет. Надо отметить, что уровень сложности вариантов приемлемый и охватывает все возможные прототипы первой части. Задания второй части (части С) также различны и интересны. (Слайд 9 Приложение 1)
По опыту работы с этим сайтом могу сказать, что решение этих задач с ребятами, особенно геометрических, реализует весь комплекс повторения и планиметрии и стереометрии. Особенно это прослеживается в этом году на планиметрических задачах – они подобраны умно и грамотно, на повторение всех теорем и понятий. На многие из них затем выкладываются видео-уроки. О великолепных видео-уроках Ольги Себедаш по каждому из прототипов как части В, так и части С хочется сказать отдельно. Ольга Игоревна решает и объясняет все очень доступно и неспешно – есть время все понять. Если же что-то не понятно, то можно остановить ролик и посмотреть его заново. Это очень помогает при решении особенно геометрических задач второй части.
Учитывая, что выпускники из года в год показывают невысокие результаты при решении геометрических задач, планирую работу по развитию этого навыка. При этом большое число учащихся либо не дают никакого ответа к задачам повышенного и высокого уровней, либо вообще не приступают к их выполнению. Но следует иметь в виду, что задания по геометрии в вариантах КИМ профильного уровня не только отражают повышенный уровень требований к математической подготовке выпускников, но и относятся к “абитуриентским” заданиям. Пытаются решить геометрическую задачу, как правило, достаточно сильные выпускники. Однако многим из них не хватает знаний или умений применить свои знания. Кроме того, “абитуриентские” задания выбираются из задач, в которых ситуация применения геометрических фактов не является для учащихся привычной и отработанной в ходе обучения. Такие задачи отличаются от большинства обычных учебных задач. Поэтому даже при небольшом числе шагов решения, они трудны для многих учащихся. Вполне возможно, что часть учащихся, потенциально обладающих уровнем подготовки, достаточным для решения геометрических задач, помещаемых в варианты ЕГЭ, просто не доверяют своим знаниям и умениям и, предполагая, что задачи очень трудные, не пытаются их решить. Вот тут-то и помогут видео-уроки Ольги Себедаш.
И, наконец, известный каждому выпускнику Открытый банк задач ЕГЭ по математике http://mathege.ru. На нем представлены все прототипы первой части, которые и берутся впоследствии для КИМов. Ко многим из этих заданий есть ссылки на решения и видео-решения.
Возможностей для организации эффективного обобщающего повторения и продуктивной подготовки к экзаменам в настоящее время довольно много. Главное — не подменять итоговое повторение бессистемным решением (и уж тем более — бездумным заучиванием решений) того или иного числа задач. При грамотной организации учителем итогового обобщающего повторения, учащимся, в своем большинстве, удастся овладеть общими навыками решения задач, как базового уровня, так и различных типов, эффективно и продуктивно подготовится к экзамену и, в конечном счете, обеспечить себя необходимым багажом для продолжения образования.
(Слайд 10 Приложение 1)
Общие рекомендации, адресованные всем 11-тиклассникам:
- Решать задачи лучше по порядку. Для успешного выполнения заданий базового уровня и первой части профильного уровня, последовательно читайте условия задач и, если есть уверенность, что умеете ее решать – делайте сразу.
- Если вы уверены, что сможете решить данную задачу, то решайте, не особенно торопясь – обидно получить 0 баллов из-за ошибки по невнимательности или описки.
- Если задача для вас трудна или же есть сомнения, то пропустите ее и переходите к решению следующей. Все “пропущенные” задачи пройдите второй раз.
- НЕ стоит просто угадывать. Если вы не знаете, как решать задачу, или не уверены в решении, попробуйте проанализировать условие, вспомнить аналогичные задачи и подойти к решению “с другой стороны”. В некоторых задачах полученный ответ часто можно проверить, поставив его в исходную задачу – сделайте это. Такая возможность иногда есть и надо ее использовать.
- Если вам кажется, что вопрос слишком прост, не ищите подвоха – в базовом уровне действительно бывают простые вопросы.
- Если после второго прохода остались “белые пятна”, то НЕ следует сразу заполнять их “наугад”. НЕ вписывайте придуманные ответы, лучше оставьте пока пустые места. Постарайтесь вернуться к ним в конце всей работы.
- На экзамене отсутствует справочный материал, поэтому постарайтесь вспомнить (вывести) необходимые формулы и т.д.
- После выполнения заданий первой части сделайте небольшой перерыв в 3-5 минут, постарайтесь от состояния “гонки” настроиться на спокойную и вдумчивую работу.
- Приготовьтесь к тому, что задачи этой второй части имеют “подводные камни”.
- Не забывайте о краткости записи при “полном” обосновании.
- Если задача сложная, и Вы не можете довести решение до ответа, а время экзамена подходит к концу, выпишите все выполненные действия на чистовик. Иногда это помогает “заработать” лишний балл.
- Если задача сложная и сразу не видно способов решения, то не стремитесь начинать решение новой задачи – лучше еще раз проверьте решения заданий первой части.
- Для решения заданий экзамена калькулятор не предусматривается (запрещен), поэтому особое внимание уделите проверке выполнения арифметических действий.