Коррекционно-развивающие игры и упражнения на логопедических занятиях в работе с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Известно, что ситуация школьного обучения предъявляет высокие требования к ребенку. Чтобы дети с ОВЗ могли успешно усваивать учебную программу, у них должны быть хорошо развиты восприятие, внимание, память (особенно зрительная), пространственная ориентация, графомоторные навыки и, конечно же, логическое мышление. Развитие когнитивной сферы, формирование, учебных навыков – задача комплексная и многотрудная. Для её решения мы предлагаем Вам комплексные традиционные и инновационные коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие моторной сферы, пространственно-временных отношений, пространственных представлений, графомоторных навыков, зрительного и тактильного восприятия, позволяет сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы, развитых внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. К данным упражнениям относятся: упражнения с различными видами массажёров (массаж и самомассаж), пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, игры по технологии “Объемные буквы”, “Цветное настроение”, графические диктанты. Отдельно хочется сказать о технологии “Волшебные обводилки”. Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие плавности, ритмичности и точности выполнения движений руки, освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша, координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

Для решения сходных проблем предлагается игра “Лабиринты”, которая пользуется у детей особой популярностью. Однако эти лабиринты особенные, так как дополнены новыми заданиями, разделенными на несколько этапов. Ребенок, проходя лабиринт, создаёт целостную картинку, с которой может выполнять различные творческие задания.

В коррекционно-логопедической работе для развития познавательных процессов активно используем развивающие игры В.В. Воскобовича.

Для развития навыков языкового анализа и синтеза, связной речи, формирования навыков письменной речи используем различные речевые игры и дидактические пособия, многие из которых являются авторскими (ребусы, изографы, шифровки, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоколлажи, объемное лото и т.д.). Для развития связной речи эффективно сочетание сказкотерапии с технологией “Волшебные пуговицы”, развивающими играми В.В. Воскобовича, пескотерапией и водотерапией.

Главный итог представленных игр и упражнений – развитие высших психических функций, быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма, счёта, так как подобные игры активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постепенно учится учиться, его практические успехи в школе становятся очевидны окружающим, а это резко поднимает его самооценку.

См. презентацию.