- Организовать профессиональное обсуждение содержания профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)” по должности “Воспитатель”.
- Организовать профессиональное взаимодействие воспитателей в процессе внедрения профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)”
- Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности в овладении разнообразными формами методической работы.
- Создать условия для диссимиляции ценного педагогического опыта.
1. С 1 сентября 2013 года вступил в силуФЗ-273 “Об образовании в РФ”.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
С этого момента дошкольное образование стало уровнем образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Благодаря Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" произошло доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
На сегодняшний день происходят значительные, зачастую принципиально новые (эффективный контракт) изменения в дошкольном образовании.
С первого января 2014 года вступил в силу - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Необходимо отметить, что впервые на законодательном уровне было дано определение термину “качество образования”.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Перефразируя: обеспечение выполнения требований ФГОС - обеспечение качества образования.
Т.о. на сегодняшний день прослеживается планомерная государственная политика по приведению дошкольного образования в нормативное состояние.
Возникает вопрос: к чему или к кому государство должно предъявить новые требования?
Конечно, к педагогу. Идея разработки профессиональных стандартов в нашей стране является результатом понимания новых проблем, связанных с модернизацией экономической и социальной сфер России, а также обобщения опыта в области обеспечения качества рабочей силы.
С 1 января 2014г. Вступает в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544Н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
Что такое стандарт?
Стандамрт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
СЛАЙД
Профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты разработаны согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандартизация как процесс установления требований профессиональной деятельности (работнику) и их нормативное закрепление имеет своей целью установление “общих правил игры”, понятных для её участников.
В качестве аналога таких стандартов в современной отечественной практике управления воспроизводством рабочей силы рассматриваются Квалификационные справочники.
Действующая в настоящее время в нашей стране нормативная база предусматривает возможность использования, как системы квалификационных характеристик, так и профессиональных стандартов педагогических работников.
Таким образом, правовой основой деятельности на федеральном уровне являются:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г. № 761н “Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544Н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
- Правовой статус педагогического работника (федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” статьи 47, 48, 49).
- Трудовой кодекс РФ.
Ключевыми моментами в определении и понимании существа концепции профессионального стандарта являются следующие:
- профессиональный стандарт имеет нормативный и рамочный характер;
- профессиональный стандарт определяет требования к трудовым функциям работника.
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ
- определенный круг работ, производственных операций, их характеристика, установленные соглашением сторон в пределах профессии, специальности, предусмотренных Единым тарифно-квалификационным справочником, профессиональным стандартом.
В профессиональном стандарте педагога две обобщенные трудовые функции:
а. педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, включающая такие функции, как обучение, воспитание и развитие;
б. педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ общего образования, в которую входят такие функции, как педагогическая работа в дошкольной образовательной организации, в начальной школе, предметно-педагогическая деятельность по разработке и реализации образовательных программ общего среднего образования.
- Часть первая: Общепедагогическая функция. Обучение.
- Часть вторая: Воспитательная деятельность.
- Часть третья: Развивающая деятельность (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
- Часть четвертая: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
- Часть пятая: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
- Часть шестая: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
- Часть седьмая: Модуль “Предметное обучение. Математика”.
- Часть восьмая: Модуль “Предметное обучение. Русский язык”.
Самоанализ воспитателя “Соотнесение трудовых действий профессионального стандарта с уровнями профессионально развития педагога”.
- 1 уровень – знаю, применяю редко, не применяю, мотивация отрицательная.
- 2 уровень – знаю, периодически применяю, мотивация нейтральна.
- 3 уровень – знаю, умею, применяю с уверенностью и с положительной мотивацией.
- 4 уровень - знаю, умею, применяю с уверенностью и с положительной мотивацией, могу поделиться опытом.
С учетом сказанного выше необходимо иметь в виду следующее:
Создание профессиональных стандартов в нашей стране - это переход от квалификационных характеристик к профессиональным стандартам.
2. Профессиональный стандарт деятельности педагога это - одно из средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образовательной системы в целом.
3. Профессиональный стандарт это - механизм реализации политики в области повышения качества образования.