Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

Разделы: Иностранные языки, ОРКСЭ


Новый предмет “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики” обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практики, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности, приобщение к решению вечных вопросов человечества (Что есть добро и зло? В чем сила жизни? Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? Что есть нравственный выбор и есть ли он у человека?), с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта младших школьников.

В рамках этого курса предусмотрено 4 часа на участие учеников в проектной деятельности, что способствует развитию у них проектного критического мышления, повышению учебной мотивации; формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует творческую активность; развивает аналитические способности.

Вовлекая своих четвероклассников в работу над проектами, мне удалось выстроить особые отношения – отношения сотрудничества и равноправия. Первым этапом в ученическом проекте является поиск темы проекта. Этот этап – один из самых важных, т.к. именно необычность и новизна выбранной темы стимулирует учеников к плодотворной разработке, получению оригинального продукта и его публичной презентации.

Поиск темы, цели проекта проходил в моих группах 4 “Б” и 4 “В” классов разными путями. Одним из них была работа школьников над общей темой, в контексте которой они выбирали интересующие их более узкие направления – подтемы. Формулировки общих тем представлены в оглавлении учебника. А я предложила ребятам свои темы.

Приступая к работе над проектом, инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца. Некоторые ребята выбрали свои темы проектов. Я лишь иногда давала советы, где взять информацию, подсказывала направления работы.

Причем были случаи, когда ученики не соглашались со мной, отстаивая собственную позицию, свою точку зрения.

В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел автора. Например, ребятам очень понравилась тема (урок № 22) “Древнегреческие мыслители о дружбе”. Они задумали сделать проектный продукт, которым будут пользоваться ученики и учителя школы.

Если кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:

Выявление проблемы, почему ребята иногда ссорятся и не дружат между собой (зачем делать этот проект, какую проблему можно решить, сделав его.

Формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта:

а) воспитание чувства дружбы, составлять устный рассказ;

б) выступать с подготовленным сообщением;

в) оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.

Формулирование темы проекта (решили назвать проект “Правила дружбы”)

Планирование работы (т.е. определили, каковы отдельные шаги, этапы работы; задачи на каждом этапе, сроки каждого этапа; какие необходимы ресурсы для работы, т.е. какой будет самостоятельная деятельность учащегося в данном проекте; поиск информационного и иллюстративного материала (выбор фотоснимков, отражающих дружбу ребят, поиск пословиц, поговорок, стихов о дружбе, выполнение рисунков, аппликаций, формулирование Правил дружбы).

Реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта (в данном проекте составление памяток “Правила дружба” и советы “Чтобы всегда было много друзей”.

Оформление письменной части

Презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта )

В прошлом учебном году я вела курс “Основы светской этики” в 2-х классах 4 “Б” и 4 “B”. В процессе изучения разных тем учащиеся готовили рефераты, доклады, писали сочинения. Особенно заинтересовала учеников тема “Милосердие и сострадание”. Многие ребята захотели осуществить проект на эту тему. Так возникла идея конкурса. Для повышения качества образования и личностного развития учащихся, формирования у них самостоятельной учебной работы и был организован конкурс проектной деятельности.

Задачами конкурса являются:

  • совершенствование навыков проектной деятельности;
  • активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся, в том числе культуры публичной дискуссии;
  • создание условий для успешной социальной адаптации учащихся.

Процедура защиты проектов.

Защита проектов проходила в форме публичного представления результатов работы и дискуссий по теме проектов. На каждое выступление отводилось не более 15 минут. Из которых до 10 минут – на презентацию и до 5 минут – на дискуссию.

Доклады участников иллюстрировались разными средствами наглядности (рисунки, макеты, фото, диаграммы, видео- и аудиоматериалы, компьютерная презентация).

Критерии оценивания проектов:

  • исследовательский подход к работе;
  • оригинальность идеи и глубина владения материалом;
  • умение вызвать интерес аудитории.

Номинации

Призовые места присуждались в следующих номинациях:

  • за лучше исследование, проведенное в рамках проекта;
  • за лучшее воплощение авторской идеи;
  • за лучшую презентацию.

Специальные призы

Участникам присуждались специальные призы:

  • призы зрительских симпатий;
  • приз за культуру речи;
  • приз за лучшее исследование, проведенное в рамках проекта.

Выявление победителей

Победителем в номинации становился участник, получивший максимальное количество баллов. Если два и более участников претендовали на одно призовое место, победитель определялся голосованием членов жюри.

Награды Победители конкурса награждались дипломами.

Цель проекта: показать истинное значение и суть милосердия и сострадания.

Задачи:

  • показать, чем милосердие отличается от дружбы;
  • понять, кого называют ближним;
  • показать, как человек должен относиться к людям.

Подготовительный этап.

Сообщение темы проекта.

Мозговой штурм (формулирование основных вопросов, ответы на которые необходимо получить, определение источников информации,

Обобщение собранной информации.

Составление плана действий.

Объединение в творческие группы по направлениям работы над темой проекта.

Обсуждение и выбор вариантов конечного результата работы группы (презентация, публикация и т.д.)

Принятие решения: конечным результатом проекта будет групповая и индивидуальная защита рефератов по выбранной теме.

Практический этап

  • Работа каждой группы с учителем.
  • Работа групп и отдельных участников по своим планам.

Заключительный этап.

Защита проекта – представление своего продукта.

К последней теме в курсе “Основы светской этики” (урок № 30). “Не совсем обычный урок “Идти дорогою добра...”. Под моим руководством был представлен очень интересный проект “Идти дорогою добра...” (Д.С. Лихачев). На этом уроке ребята вместе с автором проекта учеником 4 “В” класса подвели итоги изучения предмета “Основы светской этики”.

Илья определил тему, поставил цели и задачи.

Составил план действий.

Собрал необходимую информацию.

Оформил работу в виде реферата и представил ее как проектный продукт.

Много и других интересных проектов сделали ребята 4 “Б” и 4В” классов:

  • “Рождество Иисуса Христа”
  • “Благородство”
  • “Пасхальный Благовест”
  • “Пасхальный праздник”
  • “Здоровый образ жизни”
  • “Что такое любовь”
  • “Мыслители древности: Аристотель”
  • “Мыслители древности: Фалес из Милета”
  • “Мыслители древности: Конфуций”
  • “Антуан де Сент-Экзюпери” (сказка “Маленький принц”).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по проекту может продолжаться в течение всего учебного года. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. О значение проектов можно сказать словами народной мудрости: “Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений” (таджикская пословица), “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица).

Проектов бояться не надо, проект это легко и весело!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 - 144с.
  2. Осипова, Г.И. Опыт организации проектной деятельности [Текст] / “Малая Академия наук”. – Волгоград, 2007.- 154с.
  3. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст ]/ М.А.Ступницкая; - Ярославль: Академия развития, 2008. - 256с.