Дифференциация букв "п-т"

Разделы: Логопедия


ЦЕЛЬ: учить детей различать буквы П – Т изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

- Развивать зрительное восприятие.

- Развивать пространственно-временные представления.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

б) анализа и синтеза предложений, текста.

- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

- Расширять сенсомоторный репертуар.

- Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Индивидуальные зеркала, звуковые линейки, карточки с названиями времён года, элементы букв П и Т, карточки с буквами П и Т, вырезанными из наждачной бумаги, горох и фасоль, карточки с буквами П и Т, написанными синим и зелёным цветами, карточки с пропущенными буквами П и Т, деформированное предложение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости, поздоровайтесь, садитесь.

2. Повторение пройденного материала (ориентировка в пространстве).

Посмотрите у вас на столах карточки с названиями времен года. Разложите их по порядку.

Какое время года наступает до весны? Какое время года после лета? Какое время года наступает раньше зимы? Какое время года наступает позже осени? Какое время года между летом и зимой? Между весной и осенью?

3. Объяснение новой темы.

Откройте тетради и запишите число.

Ребята, нам сейчас пришло электронное сообщение с далекой планеты Плутон. Там случилось несчастье. Волшебник Путевед заколдовал двух детей Полю и Толю, они стали невидимками. Путевед очень рассердился на них. Дело в том, что Поля и Толя все время путали самые любимые буквы Путеведа П и Т. И теперь Путевед поставил условие: чтобы Поля и Толя снова стали видимыми, их нужно научить различать буквы П и Т. Поэтому мамы и папы этих ребят обратились к нам за помощью. Но чтобы помочь Поле и Толе мы должны выполнить задание, которое придумал Путевед и разобраться, чем же отличаются эти буквы друг от друга.

Посмотрите, сколько ножек у буквы П (2, т.е пара), а у буквы Т? (3). У нас есть буквы заглавные и строчные. И у заглавной и у строчной буквы П сколько ножек? (2) А у заглавной и строчной буквы Т? (3)

а) уточнение количества элементов букв.

У вас на столах лежат элементы букв. Выложите из них слева от себя букву П: заглавную и строчную. А справа от себя букву Т: заглавную и строчную. Давайте посчитаем ножки. Сколько ножек у заглавной буквы П? А сколько ножек у заглавной буквы Т? Сколько ножек у строчной буквы П? Сколько ножек у строчной буквы Т? Сколько ножек у букв П и Т? Чем отличается буква П от буквы Т? (Количеством ножек). А теперь возьмите карточки с пластилином и выложите горохом строчную букву П и рядом фасолью строчную букву Т.

б) закрепление количества элементов букв.

Возьмите оранжевый карандаш. Напишите заглавную и рядом строчную буквы П, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (2). Возьмите коричневый карандаш и на следующей строчке напишите заглавную и рядом строчную буквы Т, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (3). Для чего мы это сделали? (Это и есть отличие буквы П от буквы Т).

в) тактильный контроль.

У вас на столах лежат эти буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Обводя пальчиком букву П заглавную, записываем её до половины строки оранжевым карандашом. Теперь, обводя пальчиком строчную букву П, пишем её на оставшейся половине строки. Обводя пальчиком букву Т заглавную, записываем её до половины строки коричневым карандашом. Теперь, обводя пальчиком строчную букву Т, пишем её на оставшейся половине строки.

г) отождествление буквы со звуком.

Ребята, а какие звуки обозначаются буквой П? ([п] - [п’]). А какие звуки обозначаются буквой Т? ([т] - [т’]). Возьмите зеркала посмотрите артикуляцию звуков, которые обозначает буква П. А теперь произнесите звуки которые обозначает буква Т. Посмотрите выдох сразу выходит изо рта или он спотыкается? (Да, спотыкается.) Какая преграда у выдоха при произнесении звуков ([п] - [п’]). (Губы), а произнесении звуков ([т] - [т’]) – язык. Итак, дадим полную характеристику звукам, которые обозначает буква П. Дадим полную характеристику звукам, которые обозначает буква Т.

Они по характеристике абсолютно одинаковые, а в чем же различие? В преграде которая возникает при выдохе ([п] - [п’] – губы, а звуков ([т] - [т’]) – язык. Запишите эту характеристику к себе в тетрадь.

д) развитие фонематического слуха.

Ребята, я думаю, что мы с вами разобрались в различиях между буквами П и Т. И можем выполнять задания, которые нам задал Путевед, чтобы спасти Полю и Толю. Вы должны различить звуки ([п] - [т]) и ([п’] - [т’]) на слух.

Возьмите карточки с буквами П и Т, которые вырезаны из наждачной бумаги. Положите слева от себя букву П, а Т справа от себя. Я произношу слоги, а вы обводите пальцем сначала заглавные буквы.

Слоги: па, то, те, пи.

Теперь обведите строчные буквы.

Слоги: та, пу, пя, тё.

е) глубокая проработка звуков.

слушаем слова: туча, пушка, пенал, телефон, каток, лапа, копилка, затея.

Теперь закрыли глаза и прикусили язык: тарелка, порошок, печенье, телевизор, ласточка, сапог, новости, копейка.

ж) Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Молодцы! С этим заданием вы справились. Теперь второе задание, которое более сложное. Возьмите звуковые линейки. Найдите место звуков ([п] - [т]) и ([п’] - [т’]) в словах и подставляйте соответствующую букву к звуковой линейке. Если буква обозначает мягкие согласные звуки, то какого цвета должна быть эта буква (зеленого). Если буква обозначает твердые согласные звуки, то какого цвета она должна быть? (синего). Слушаем слова: станок, запеканка, желток, сироп, водитель, терпеливый, куропатка.

з) отработка написания букв.

Выполняем следующее задание. Возьмите карточки, где пропущены буквы. Как вы думаете, какие буквы мы будем вставлять? (П и Т).Как вы считаете, что написано под цифрой 1?Имена и фамилии, т.е имена собственные. Напомните, с какой буквы их пишем. Обратите внимание на то, каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим). А мягкие согласные? (Зеленым). Так вот, возьмите в руки синие и зеленые ручки и вставляйте соответствующим цветом буквы П и Т. Выполнили? Проверим.

и) физическая минутка (ориентировка в пространстве).

Соединить ритмический рисунок предложения с разным тембром (как мышка, как медведь, как лиса).

От топота копыт, пыль по полю летит.

к) работа с деформированным текстом.

Посмотрите, волшебник Путевед для последнего задания, прислал нам предложение, которое написали Поля и Толя. Как вы считаете правильно оно написано? (нет).

Терелёп в космической ракепе, с Ютипера на Сапурн трошёл устешно. Давайте скорее исправим ошибки. Прочитайте правильно и запишите в тетрадь тремя цветами.

4. Итог занятия.

Ребята, волшебник Путевед прислал нам сообщение. Он очень доволен как вы справились с заданиями и расколдовал Полю и Толю. И Путевед просит, чтобы вы ещё раз повторили, для Поли и Толи, чем же отличаются буквы П и Т друг от друга. (у П две ножки, а у Т три ножки).

Ребята, посмотрите, что написали нам Поля и Толя.

“Ребята, спасибо за помощь. Теперь мы точно знаем, как пишутся эти буквы”.

Правильно написали Поля и Толя? Да! Мы с вами хорошо потрудились. Занятие закончилось.