Проектная деятельность учащихся как средство формирования общих и профессиональных компетенций

Разделы: Иностранные языки


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

Примерная тематика исследовательских проектов для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования

Для студентов 1 курса

1. “История моего имени и фамилии”

2. “Герб, флаг, гимн России”.

3. “Вот она, какая моя Родина большая”.

4. “История моей улицы”.

5. “История моего города”.

6. “Моя родословная”.

7. “Обычаи и традиции русского народа”.

8. “Правила поведения студентов”.

9. “Обычаи и традиции народов России”.

10. “Красота русской природы”.

11. “Что значит любить Родину?”

12. “Мой колледж”.

13. “Мой родной край – Тульская область”.

Для студентов 2 курса

1 “Деловое письмо”.

2. “Англоязычные страны”.

3. “Литературное наследие России”.

4. “Праздники русского народа”.

5. “Национальные праздники народов России”.

Для студентов 3 курса

1. “Мои замечательные земляки”.

2. “Памятные места и достопримечательности моего города”.

3. “Управление предприятием”.

4. “Способы организации бизнес

Использование метода проектов в УМК

В нашем колледже проектная работа проводятся в соответствии с Программой обучения, в полной мере отражая требования ФГОС 3 поколения к уровню образования и обучения.

Проектная работа – это письменное изложение взглядов и размышлений студентов, сравнение с мнениями других по обсуждаемой теме с последующей устной презентацией работы. Это использование знаний профессиональной подготовки и личного жизненного опыта в отстаивании своих позиций. Приобретенные у обучающихся навыки работы над проектами, отрабатываются поэтапно, в зависимости от курса обучения. На первом курсе студенты нашего колледжа после изучения тем выполняют следующие групповые проекты “My native town”, “My favourite sportsman”, “Traditions of our college ”, “My friendly family and me”. На 2 курсе обучения после изучения курса “Страноведение” (English Speaking Countries) студенты выполняют Project Works “The country I’d like to visit” и “Outstanding people of GB” . Им была предложена следующая проблемная ситуация: если бы вы составляли некое справочное пособие о выдающихся людях Великобритании, то о ком вы написали бы в первую очередь? Кто, на ваш взгляд, внес значительный вклад в развитие мирового искусства и культуры? Каждый студент выбрал одного представителя искусства и культуры Англии, готовил сообщение о нем на иностранном языке.

В рамках работы над темой “Традиции и обычаи страны изучаемого языка” студенты проводили сравнительный анализ истории и традиций различных праздников двух стран. Результаты своей исследовательской работы по теме “Праздники России и Англии/США” студенты представили в компьютерных презентациях об этих праздниках. Они выявили общее и различия в традициях таких праздников, как рождество, новый год, пасха, день матери и других.

При подготовке к проекту студенты используют справочную литературу и интернет ресурсы. Студенты обосновывают свой выбор, рассказывая о стране, её географии и климате, особенностях национальной кухни, о достопримечательностях столицы и других городах, составляют карту достопримечательностей города. При работе над проектом преподаватель при необходимости помогает отобрать полезную информацию, советует, на чём сделать акценты, проверяет орфографию, грамматику. Преподаватель объясняет студентам, как надо защитить свой проект, сделать её устную презентацию. Роль преподавателя только консультативная, он может указать на ошибки и показать пути их исправления, при необходимости дать совет по распределению ролей и обязанностей между его участниками. Работа над проектом обогащает пассивный словарь учащихся, расширяет их кругозор, повышает интерес к знаниям, так как студент, знающий что-то больше других, хочет поделиться этим, подталкивая других к расширению знаний тоже. Обсуждение и защита проектов не оставляет места для пассивности, вовлекает всех в творческий процесс и дает много идей для дальнейшей работы. Обсуждение проекта проходит в живой обстановке, где все участники проекта отвечают на вопросы группы и преподавателя.

Метод проектов, зародившийся ещё в 19 веке, является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение. Метод проектов также практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве. Кроме того, положительная специфика данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе обучающихся в учебном заведении и дома, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. Обучающемуся в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими обучающимися организовать и планировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Преподаватель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта. Девиз и цель любого проекта - "помочь каждому развить свои личные и общественные склонности" и базируется на 3 основных принципах:

  • свободе
  • взаимодействии его с группой
  • гибком распределении учебного времени.

Знакомство с примерами использования метода проектов в работе учебных заведений позволяет выделить значимые для педагогики положительные стороны данного метода: направленность на индивидуализацию обучения, активизацию учения, стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Использование метода проектов в обучении языку также имеет много преимуществ: язык используется в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; происходит акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой); тема выбирается та, которая вызывает большой интерес для обучающихся и непосредственно связанна с условиями, в которых выполняется проект; происходит тщательный отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; обучающиеся могут представить свои творческие способности в наглядном представлении результата.

На нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие обучающихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Основная проблема, сдерживающая распространение метода проектов в наши дни, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов так как практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки при выполнении учениками этих заданий.