Триумф и трагедия российского реформатора

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

Образовательная

  1. Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР Хрущёвым Н.С., проанализировать его успехи и поражения, подвести учащихся к пониманию значения экономических реформ в период “оттепели”.
  2. Раскрыть вопрос “СССР в период перестройки” - познакомить учащихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, с основными результатами экономических преобразований.

Развивающая

  1. Обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину периода правления Н.С. Хрущёва и периода правления М.С. Горбачёва.
  2. Формирование исторического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной информацией, историческими документами.

Воспитательная

  1. Формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной жизненной позиции.

Оборудование: учебник О.В. Волобуев, С.В. Куликов “История России”, учебник 11 класса М. Мнемозина 2007, карточки, презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы

I. Постсталинский период. Работа с учебником.

5 марта 1953 - ?

Выдели три периода постсталинского периода

II. Март 1953 – октябрь 1964 (Н.С. Хрущёв. Реформирование)

III. Октябрь 1964 – март 1985 (Л.И. Брежнев. Застой)

IV. Март 1985–1991 (М.С. Грачёв. Реформирование)

- Кто управлял государством в данный период?

- Чем характеризуется его этап правления?

- Кто проводил реформы?

- Какую цель урока мы сформулируем?

Сравнить реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва

- Назовите тему урока. Запишите её в тетрадь.

3. Изучение новой темы

1. Н.С. Хрущёв – исторический портрет на фоне XХ века.

- Коллаж.

- Учащийся зачитывает из воспоминаний Н.С. Хрущёва (пособие Игнатова А.В. к учебнику “Россия и мир. История ХХ века” стр.295).

- Как вы думаете, что нам надо выяснить, основываясь на данном документе и коллаже?

Проследить изменения, которые происходили в обществе при политике, проводимой Хрущёвым.

2. Смягчение в политике.

а) Рассказ учителя.

- Сентябрь 1953 – октябрь 1964 г. Период когда страной руководил Н.С. Хрущёв.

- Новое руководство страны предприняло шаги с целью ликвидировать негативные черты сталинского режима. В числе первых инициатив Хрущёвской администрации в политической сфере была реорганизация в апреле 1954 Министерства госбезопасности (МГБ) в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совмине СССР. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел часть руководителей карательных органов, введён прокурорский надзор за службой безопасности. В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается государственность. Это не затронуло немцев Поволжья и крымских татар.

- В сентябре 1953 Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, “троек” НКВД и упразднённого к тому времени “особого совещания”. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС.

б) ХХ съезд КПСС и его историческое значение.

(Сообщение учащегося о работе съезда стр.549 учебное пособие “История” 9 и 11 класс М. Аст-Пресс. 2000)

- Схема В.В. Кириллов “Отечественная история в таблицах и схемах”. М.: Эксмо. 2007.

- Работа с учебником стр.229.

- Зачитайте слова современника.

- Как вы понимаете слова М.С. Горбачёва о политическом и психологическом шоке?

- Что подвигло Н.С. Хрущёва к критике культа личности Сталина?

- Что в этой критике тщательно скрывалось?

- Почему он это делал?

- Какому процессу положил начало ХХ съезд КПСС?

- Дайте определение десталинизация

- Охарактеризуйте раскол общества после ХХ съезда.

  Раскол общества  
сталинисты

?

шестидесятники антисталинисты

?

Д/з: эссе “Что такое поколение шестидесятников”?

- Охарактеризуйте процесс десталинизации: Какие противоречия этого процесса вы можете выделить?

Вывод. После ХХ съезда КПСС в обществе начался процесс десталинизации. Писатель И.Г. Эренбург назвал его белее поэтично “Оттепель” - обозначение перемен в жизни СССР. Какие новые черты в жизни общества позволили писателю сделать такое сравнение? (начавшийся процесс демократизации и реформирования)

4. Реформаторство в период хрущёвского десятилетия.

- Начертите таблицу.

Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
3,4,11,12,25,26 1,2,5,6,7,8,9,10 13,16,17,18,19,22,23,24 14,15,20,21

а) Даны наборы карточек, соотнести реформы к сферам реформирования.

б) Проверка работы.

Карточки

  1. 1953 г. – правительство списало все недоимки с личных крестьянских хозяйств, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок государству, расширило самостоятельность колхозов и совхозов.
  2. 1954 г. – взят курс на освоение целинных и замисных земель Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья.
  3. 1957 г. – замена централизованного отраслевого управления (министерств) территориальными (совнархозами) при сохранении централизованного управления.
  4. 1957-1958 гг. – создание госкомитетов при СМ СССР.
  5. 1958 г. – реорганизация МПС. Сельскохозяйственную технику стали продавать колхозам.
  6. 1959 г. – начало широкомасштабной компании по внедрению кукурузы.
  7. 1959 г. – решение о выкупе скота за 2-3 года у рабочих совхозов, рекомендация подобного для колхозов. Сокращение личных подсобных хозяйств.
  8. Середина 50-х г. – новый этап по укрупнению колхозов. Тысячи сёл и деревень признаны “неперспективными”.
  9. 1957 г. – поставлена задача: в кратчайшие сроки догнать и перегнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Стремление к увеличению заготовок мяса.
  10. 1961 г. – осуществление обмена денег на новые в соотношении 10:1
  11. 1962 г. – разделение партийных организаций областей на промышленные и сельскохозяйственные.
  12. 1963 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства.
  13. Начало широкомасштабного жилищного строительства – решение жилищной политики.
  14. 1957 г. – первый искусственный спутник
  15. 1961 г. – полёт человека в космос
  16. Повышение зарплаты, введена денежная оплата труда колхозников.
  17. Снижение пенсионного возраста. Увеличение размера пенсий. Пенсии, паспорта колхозникам.
  18. Отмена обязательных государственных займов.
  19. Отмена налога на холостяков, одиноких и бездетных.
  20. 1959 г. – атомный ледокол “Ленин”. Открытие института ядерных исследований.
  21. 1958 г. – реформы образования.
  22. Установление 7-часового рабочего дня.
  23. Повышение розничных цен.
  24. Расширяется производство товаров народного потребления.
  25. ХХI съезд КПСС – принят семилетний план развития народного хозяйства.
  26. 1961 г. – XXII съезд КПСС – принята третья программа партии.

5. Кризис хрущёвского реформаторства

- Докажите кризис реформаторства. Какие реформы привели к нарастанию недовольства в обществе?

(Схема. Кириллов, стр. 269)

- В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от обязанностей 1 секретаря и члена Президиума ЦК КПСС за субъективизм и волюнтаризм.

Волюнтаризм – произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности.

Субъективизм – отношения к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствием объективности.

- Какие мероприятия вы бы отнесли к волюнтаризму?

- В какой степени для политика характерны “Произвольные субъективные решения” и каковы их последствия для страны?

- Почему отставка Хрущёва Н.С. была принята всеми слоями советского общества с удовлетворением?

- В чём кризис реформаторства Н.С. Хрущёва?

- Прокомментируйте мнение учёного В.П. Данилова о вкладе Хрущёва:

“Чтобы не говорили о Н.С. Хрущёве, только перед одним этим великим делом меркнет негативные деяния генерального секретаря, в том числе и попытки сразу решить продовольственную проблему путём подъёма целины на юго-востоке, главным образом в Казахстане, бросив туда все силы и средства, и неудачные попытки повсеместного внедрения кукурузы, и нелепые попытки его окружения создать новый культ личности (“Дорогой наш Никита Сергеевич…”)…”.

- Н.С. Хрущёв был отстранён партийно-государственной бюрократией, на власть которой он поднял руку.

Заключительная часть. Итог урока.

Шестаков, стр. 285.

Стр. 236. Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор Э.И. Неизвестный.

Штрихи к портрету личности зачитать.

2 урок

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы:

- 10 марта 1985 г новым генеральный секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член политбюро 54-летний М.С. Горбачёв.

а) Коллаж М.С. Горбачёв: исторический портрет на фоне “Хрущёвской оттепели”.

б) Из воспоминаний М.С. Горбачёва (пособие Игнатова стр.380).

в) Вспомните и назовите факты, которые характеризуют кризисные явления советского общества и государства в 1970 – первой половине 1980 г.

(Схема В.В. Кириллов Кризисные явления стр.274)

Вывод. К середине 80 годов СССР оказался в состоянии глубокого кризиса. Кризисные явления во всех сферах жизни общества заставили партийное руководство во главе с Горбачёвым вступить на путь преобразований.

- Какую цель урока мы сформулируем?

- Какие мероприятия были проведены М.С. Горбачёвым и что изменилось в результате их проведения?

3. Изучение нового материала.

I. Перестройка

а) Работа с документами

М.С. Горбачёв. Из книги “Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира”.

1) Выделите причины перестройки.

2) Какой смысл М.С. Горбачёв вкладывал в понятие “перестройка”?

3) В чём он видел её основные задачи?

б) Объяснение учителя.

Схема 1

Цели: совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинским истокам.

II. Групповая работа. Проанализировать исторический материал периода перестройки и подготовить выступление о тех процессах, которые происходили в сферах общественной жизни 1985-1991 гг.

- Начертите в тетрадях таблицу:

Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера

1 группа “Экономические реформы”

- Какие экономические реформы были проведены в период перестройки.

(Таблица 27 – пособие 9 кл)

- Сформулируйте причины краха советской экономики в конце перестройки.

Дата Название реформы Содержание Итоги реформы
  разработчики программы что менялось последствия

2 группа: Как протекал процесс демократизации СССР в период “перестройки”.

- Что подразумевалось под политикой “гласности”, идею которой выдвинул и стал проводить в жизнь М.С. Горбачёв.

- Каковы итоги “гласности”? Какое влияние оказала политика гласности на духовную жизнь в СССР и на проведении политических реформ?

3 группа: Политическое преобразование в СССР.

- Объясните понятие “кадровая революция”.

- Какое значение для нового этапа демократизации общества имели решения XIV Всесоюзной партконференции?

- Охарактеризуйте итоги политической реформы 1988 г.

4 группа:

- Как реформы в экономике и политике отразились на жизни советского народа?

- В чём проявился раскол советского общества в конце 80-х гг.?

Выступление старшеклассников из групп. Характеризуют политику перестройки в сферах общественной жизни советского общества. В презентации результатов проделанной работы принимают участие все школьники.

а) Подведение итогов после выступления групп.

Схема 2

- Перечислите причины краха

Преобразование носили противоречивый характер, имели позитивные и негативные результаты.

Д/з: §34, §37-38, стр.266 – задания для коллективного обсуждения.

Тема следующего урока “Распад СССР”, задание стр.262-270 прочитать.

Заключительная часть. Итоги урока.

- Мы рассмотрели реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва.

- Что общего в этой деятельности?

- Какие вы видите отличия?

Политическая деятельность М.С. Горбачёва привела к развалу тоталитарного государства.

“Перестройка” стала последней в ХХ веке попыткой вывести из кризиса социалистическую систему. Вывод страны из кризиса привёл к распаду СССР и новому периоду истории российского государства. Из признанного лидера процесса обновления общества Горбачёв превратился в объект критики с различных, прямо противоположных событий.

- Завершим урок взглядом Михника на Горбачёва (учащиеся зачитывают материал из пособия 9 класса стр.246).

- Подводя итоги, выделим, что Хрущёв и Горбачёв проводят реформаторскую деятельность, добиваются необратимых изменений, выигрывают схватку с советской номенклатурой, и когда поединок выигран, проигрывают собственную борьбу за власть. Здесь и заключается парадокс всех коммунистических реформаторов – в этом триумф и трагедия советского реформаторства.