Цели урока.
Образовательная
- Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР Хрущёвым Н.С., проанализировать его успехи и поражения, подвести учащихся к пониманию значения экономических реформ в период “оттепели”.
- Раскрыть вопрос “СССР в период перестройки” - познакомить учащихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, с основными результатами экономических преобразований.
Развивающая
- Обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину периода правления Н.С. Хрущёва и периода правления М.С. Горбачёва.
- Формирование исторического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной информацией, историческими документами.
Воспитательная
- Формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник О.В. Волобуев, С.В. Куликов “История России”, учебник 11 класса М. Мнемозина 2007, карточки, презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы
I. Постсталинский период. Работа с учебником.
5 марта 1953 - ?
Выдели три периода постсталинского периода
II. Март 1953 – октябрь 1964 (Н.С. Хрущёв. Реформирование)
III. Октябрь 1964 – март 1985 (Л.И. Брежнев. Застой)
IV. Март 1985–1991 (М.С. Грачёв. Реформирование)
- Кто управлял государством в данный период?
- Чем характеризуется его этап правления?
- Кто проводил реформы?
- Какую цель урока мы сформулируем?
Сравнить реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва
- Назовите тему урока. Запишите её в тетрадь.
3. Изучение новой темы
1. Н.С. Хрущёв – исторический портрет на фоне XХ века.
- Коллаж.
- Учащийся зачитывает из воспоминаний Н.С. Хрущёва (пособие Игнатова А.В. к учебнику “Россия и мир. История ХХ века” стр.295).
- Как вы думаете, что нам надо выяснить, основываясь на данном документе и коллаже?
Проследить изменения, которые происходили в обществе при политике, проводимой Хрущёвым.
2. Смягчение в политике.
а) Рассказ учителя.
- Сентябрь 1953 – октябрь 1964 г. Период когда страной руководил Н.С. Хрущёв.
- Новое руководство страны предприняло шаги с целью ликвидировать негативные черты сталинского режима. В числе первых инициатив Хрущёвской администрации в политической сфере была реорганизация в апреле 1954 Министерства госбезопасности (МГБ) в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совмине СССР. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел часть руководителей карательных органов, введён прокурорский надзор за службой безопасности. В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается государственность. Это не затронуло немцев Поволжья и крымских татар.
- В сентябре 1953 Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, “троек” НКВД и упразднённого к тому времени “особого совещания”. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС.
б) ХХ съезд КПСС и его историческое значение.
(Сообщение учащегося о работе съезда стр.549 учебное пособие “История” 9 и 11 класс М. Аст-Пресс. 2000)
- Схема В.В. Кириллов “Отечественная история в таблицах и схемах”. М.: Эксмо. 2007.
- Работа с учебником стр.229.
- Зачитайте слова современника.
- Как вы понимаете слова М.С. Горбачёва о политическом и психологическом шоке?
- Что подвигло Н.С. Хрущёва к критике культа личности Сталина?
- Что в этой критике тщательно скрывалось?
- Почему он это делал?
- Какому процессу положил начало ХХ съезд КПСС?
- Дайте определение десталинизация
- Охарактеризуйте раскол общества после ХХ съезда.
Раскол общества | ||
сталинисты ? |
шестидесятники | антисталинисты ? |
Д/з: эссе “Что такое поколение шестидесятников”?
- Охарактеризуйте процесс десталинизации: Какие противоречия этого процесса вы можете выделить?
Вывод. После ХХ съезда КПСС в обществе начался процесс десталинизации. Писатель И.Г. Эренбург назвал его белее поэтично “Оттепель” - обозначение перемен в жизни СССР. Какие новые черты в жизни общества позволили писателю сделать такое сравнение? (начавшийся процесс демократизации и реформирования)
4. Реформаторство в период хрущёвского десятилетия.
- Начертите таблицу.
Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
3,4,11,12,25,26 | 1,2,5,6,7,8,9,10 | 13,16,17,18,19,22,23,24 | 14,15,20,21 |
а) Даны наборы карточек, соотнести реформы к сферам реформирования.
б) Проверка работы.
Карточки
- 1953 г. – правительство списало все недоимки с личных крестьянских хозяйств, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок государству, расширило самостоятельность колхозов и совхозов.
- 1954 г. – взят курс на освоение целинных и замисных земель Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья.
- 1957 г. – замена централизованного отраслевого управления (министерств) территориальными (совнархозами) при сохранении централизованного управления.
- 1957-1958 гг. – создание госкомитетов при СМ СССР.
- 1958 г. – реорганизация МПС. Сельскохозяйственную технику стали продавать колхозам.
- 1959 г. – начало широкомасштабной компании по внедрению кукурузы.
- 1959 г. – решение о выкупе скота за 2-3 года у рабочих совхозов, рекомендация подобного для колхозов. Сокращение личных подсобных хозяйств.
- Середина 50-х г. – новый этап по укрупнению колхозов. Тысячи сёл и деревень признаны “неперспективными”.
- 1957 г. – поставлена задача: в кратчайшие сроки догнать и перегнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Стремление к увеличению заготовок мяса.
- 1961 г. – осуществление обмена денег на новые в соотношении 10:1
- 1962 г. – разделение партийных организаций областей на промышленные и сельскохозяйственные.
- 1963 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства.
- Начало широкомасштабного жилищного строительства – решение жилищной политики.
- 1957 г. – первый искусственный спутник
- 1961 г. – полёт человека в космос
- Повышение зарплаты, введена денежная оплата труда колхозников.
- Снижение пенсионного возраста. Увеличение размера пенсий. Пенсии, паспорта колхозникам.
- Отмена обязательных государственных займов.
- Отмена налога на холостяков, одиноких и бездетных.
- 1959 г. – атомный ледокол “Ленин”. Открытие института ядерных исследований.
- 1958 г. – реформы образования.
- Установление 7-часового рабочего дня.
- Повышение розничных цен.
- Расширяется производство товаров народного потребления.
- ХХI съезд КПСС – принят семилетний план развития народного хозяйства.
- 1961 г. – XXII съезд КПСС – принята третья программа партии.
5. Кризис хрущёвского реформаторства
- Докажите кризис реформаторства. Какие реформы привели к нарастанию недовольства в обществе?
(Схема. Кириллов, стр. 269)
- В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от обязанностей 1 секретаря и члена Президиума ЦК КПСС за субъективизм и волюнтаризм.
Волюнтаризм – произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности.
Субъективизм – отношения к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствием объективности.
- Какие мероприятия вы бы отнесли к волюнтаризму?
- В какой степени для политика характерны “Произвольные субъективные решения” и каковы их последствия для страны?
- Почему отставка Хрущёва Н.С. была принята всеми слоями советского общества с удовлетворением?
- В чём кризис реформаторства Н.С. Хрущёва?
- Прокомментируйте мнение учёного В.П. Данилова о вкладе Хрущёва:
“Чтобы не говорили о Н.С. Хрущёве, только перед одним этим великим делом меркнет негативные деяния генерального секретаря, в том числе и попытки сразу решить продовольственную проблему путём подъёма целины на юго-востоке, главным образом в Казахстане, бросив туда все силы и средства, и неудачные попытки повсеместного внедрения кукурузы, и нелепые попытки его окружения создать новый культ личности (“Дорогой наш Никита Сергеевич…”)…”.
- Н.С. Хрущёв был отстранён партийно-государственной бюрократией, на власть которой он поднял руку.
Заключительная часть. Итог урока.
Шестаков, стр. 285.
Стр. 236. Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор Э.И. Неизвестный.
Штрихи к портрету личности зачитать.
2 урок
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы:
- 10 марта 1985 г новым генеральный секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член политбюро 54-летний М.С. Горбачёв.
а) Коллаж М.С. Горбачёв: исторический портрет на фоне “Хрущёвской оттепели”.
б) Из воспоминаний М.С. Горбачёва (пособие Игнатова стр.380).
в) Вспомните и назовите факты, которые характеризуют кризисные явления советского общества и государства в 1970 – первой половине 1980 г.
(Схема В.В. Кириллов Кризисные явления стр.274)
Вывод. К середине 80 годов СССР оказался в состоянии глубокого кризиса. Кризисные явления во всех сферах жизни общества заставили партийное руководство во главе с Горбачёвым вступить на путь преобразований.
- Какую цель урока мы сформулируем?
- Какие мероприятия были проведены М.С. Горбачёвым и что изменилось в результате их проведения?
3. Изучение нового материала.
I. Перестройка
а) Работа с документами
М.С. Горбачёв. Из книги “Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира”.
1) Выделите причины перестройки.
2) Какой смысл М.С. Горбачёв вкладывал в понятие “перестройка”?
3) В чём он видел её основные задачи?
б) Объяснение учителя.
Цели: совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинским истокам.
II. Групповая работа. Проанализировать исторический материал периода перестройки и подготовить выступление о тех процессах, которые происходили в сферах общественной жизни 1985-1991 гг.
- Начертите в тетрадях таблицу:
Экономическая сфера | Политическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
1 группа “Экономические реформы”
- Какие экономические реформы были проведены в период перестройки.
(Таблица 27 – пособие 9 кл)
- Сформулируйте причины краха советской экономики в конце перестройки.
Дата | Название реформы | Содержание | Итоги реформы |
разработчики программы | что менялось | последствия |
2 группа: Как протекал процесс демократизации СССР в период “перестройки”.
- Что подразумевалось под политикой “гласности”, идею которой выдвинул и стал проводить в жизнь М.С. Горбачёв.
- Каковы итоги “гласности”? Какое влияние оказала политика гласности на духовную жизнь в СССР и на проведении политических реформ?
3 группа: Политическое преобразование в СССР.
- Объясните понятие “кадровая революция”.
- Какое значение для нового этапа демократизации общества имели решения XIV Всесоюзной партконференции?
- Охарактеризуйте итоги политической реформы 1988 г.
4 группа:
- Как реформы в экономике и политике отразились на жизни советского народа?
- В чём проявился раскол советского общества в конце 80-х гг.?
Выступление старшеклассников из групп. Характеризуют политику перестройки в сферах общественной жизни советского общества. В презентации результатов проделанной работы принимают участие все школьники.
а) Подведение итогов после выступления групп.
- Перечислите причины краха
Преобразование носили противоречивый характер, имели позитивные и негативные результаты.
Д/з: §34, §37-38, стр.266 – задания для коллективного обсуждения.
Тема следующего урока “Распад СССР”, задание стр.262-270 прочитать.
Заключительная часть. Итоги урока.
- Мы рассмотрели реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва.
- Что общего в этой деятельности?
- Какие вы видите отличия?
Политическая деятельность М.С. Горбачёва привела к развалу тоталитарного государства.
“Перестройка” стала последней в ХХ веке попыткой вывести из кризиса социалистическую систему. Вывод страны из кризиса привёл к распаду СССР и новому периоду истории российского государства. Из признанного лидера процесса обновления общества Горбачёв превратился в объект критики с различных, прямо противоположных событий.
- Завершим урок взглядом Михника на Горбачёва (учащиеся зачитывают материал из пособия 9 класса стр.246).
- Подводя итоги, выделим, что Хрущёв и Горбачёв проводят реформаторскую деятельность, добиваются необратимых изменений, выигрывают схватку с советской номенклатурой, и когда поединок выигран, проигрывают собственную борьбу за власть. Здесь и заключается парадокс всех коммунистических реформаторов – в этом триумф и трагедия советского реформаторства.