Цель: обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, количестве предметов; развитие ручной умелости.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение детей самостоятельно складывать одну геометрическую форму из нескольких других (квадрат – из двух треугольников, из двух прямоугольников; квадрат – из четырех квадратов, четырех треугольников, трех прямоугольников);
- закреплять умение соотносить цифры с числом предметов;
- закреплять умение детей производить сравнение предметов по цвету и форме, проверяя правильность выбора практическим примериванием;
- продолжать учить детей соотносить предметы по величине (четыре размера), пользуясь зрительным соотнесением или примериванием;
- закреплять умение детей обводить по трафарету несложный предмет;
- продолжать учить проводить вертикальные прямые линии сверху вниз, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за контур нарисованного предмета.
- Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию зрительного восприятия и внимания;
- продолжать формировать мыслительную деятельность;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать речь детей.
- Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре;
- воспитывать желание помочь персонажам;
- проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Автобусы (плоскостные) без окон, набор
геометрических фигур.
2. Аудиозапись песни Е.Железновой «Автобус».
3. Картинки: жираф, лебедь, обезьяна, медведь,
слон.
4. Раздаточный материал: карточки с цифрами,
набор разноцветных цветочков; полотенца с
дырочками, набор различных форм для заплаток;
корзинка с баранками разного размера (из
соленого теста); тарелочки разного размера (из
бумаги); трафареты с вырезанной туфелькой,
карандаши.
Методы и приемы:
1. Игровые: создание игровой ситуации,
сюрпризные моменты.
2. Наглядные: рассматривание картинок, пособий,
показ, наблюдение за действиями педагога.
3. Словесные: вопросы, прием комментирующей
речи собственных действий и действий детей,
пояснение, поощрение.
4. Практические: действия по образцу, действия
по словесной инструкции, ощупывание, обведение
по контуру, прием наложения, оказание помощи.
Пропедевтическая работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением
зоопарка, обитателей зоопарка.
2. Чтение произведения С.Маршака «Детки в
клетке».
3. Дидактические игры и упражнения
«Разноцветные колечки», «Подбери ниточки к
шарикам», «Подбери по форме», «Спрячь мышку в
норке» и др.
4. Разучивание физкультминутки.
Дифференцированный подход:
- по степени сложности усвоения учебного
материала:
- Ване, Даше, Денису предложить сложить квадрат (из четырех квадратов меньшего размера, четырех треугольников, трех прямоугольников);
- Максиму, Вике, Саше – сложить квадрат (из двух треугольников, двух прямоугольников.
- по методам и приемам:
- С Ваней, Дашей, Денисом используются задания по словесной инструкции;
- С Максимом, Викой, Сашей – действия по образцу.
- по вопросам:
- Ване, Даше, Денису задаются поисковые вопросы, требующие умозаключения; Максиму, Вике, Саше – репродуктивные вопросы.
ХОД ИГРЫ
– Дети, хотите отправиться на прогулку в
зоопарк? (да.)
– Мы поедем в зоопарк на автобусах. Посмотрите, в
автобусах нет окошек, как же мы поедем – нам
будет холодно, в окна будет дуть ветер?! (Ответы
детей.)
– Какой формы окна в автобусе? (Квадратные.)
Давайте закроем их стеклышками при помощи
геометрических фигур меньшего размера: первое
окно закроем при помощи квадратов, второе –
треугольников, третье окошко при помощи
прямоугольников.
Дети выполняют задание «Закрой окошки в автобусе».
– Денис, какие геометрические фигуры ты взял,
чтобы закрыть первое окно? (Квадраты.)
– Сколько квадратов ты взял? (Четыре.)
– Ваня, сколько ты взял треугольников для
второго окна? (Два.)
– А можно ли сделать окно из четырех
треугольников?
– Никита, какие геометрические фигуры ты взял,
чтобы закрыть третье окно? (Прямоугольники.)
– Сколько прямоугольников тебе пригодилось? (Два.)
Детям, затрудняющимся выполнить задания по словесной инструкции, предлагаю образец.
– Теперь наши автобусы в порядке, можно ехать.
Звучит песня Е.Железновой «Автобус».
– Наши автобусы приехали в зоопарк.
– В первом вольере нас встречает жираф.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Ребята, давайте поможем жирафу собрать цветочки. Нужно собрать столько цветов, сколько показано на карточке. Собирать цветы можно разного цвета.
Дети выполняют задание «Собери букет для жирафа»
– Никита, какая цифра находится на карточке?
Значит, сколько цветочков нужно взять?
– Молодцы, ребята, сколько цветов собрали для
жирафа!
– Идём дальше. Кто это плавает в пруду? (Лебеденок.)
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, а у меня есть полотенца, только они немного порвались. Вот заплаточки разных цветов и формы. Давайте починим полотенца для лебеденка, подберем заплатки такой же формы и цвета, как и дырочки.
Дети выполняют задание «Починим полотенца для лебеденка».
– Даша, какого цвета у тебя полотенце? А какой
формы дырочка на нем? Значит, какую заплатку
нужно взять? Попробуй, примерь, подойдет ли такая
заплатка.
– Молодцы, ребята, починили полотенца для
лебеденка!
– Продолжаем нашу прогулку по зоопарку. Кто нас
поджидает в следующем вольере? (Обезьяна.)
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей». (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Ребята, обезьяне скучно, давайте поиграем и развеселим ее.
Физкультминутка (по стихотворению В.Степанова)
Озорная обезьянка, Хвост колечком, как баранка, |
Движения в разные стороны согнутыми в локтях руками с растопыренными пальцами |
Вниз повисла головой… | Руки на пояс, немного наклониться |
Вот так номер цирковой. | Выпрямиться, руки в стороны |
Висит и улыбается | Ходьба на месте |
Хвостатая красавица. | Прыжки на месте |
– Подходим к следующему вольеру.
Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот… (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, а у меня в корзинке есть баранки, они разного размера, есть и большие, и маленькие, давайте угостим ими медведя, думаю, он будет очень рад. Только сначала разложим их по тарелочкам: на большую тарелочку положим большую баранку, на тарелочку поменьше – баранку поменьше, на маленькую тарелочку – маленькую баранку, на самую маленькую тарелочку – самую маленькую бараночку.
Дети выполняют задание «Разложи баранки по тарелочкам».
– Саша, найди в корзинке самую большую баранку,
теперь поменьше, маленькую и самую маленькую.
Какую баранку ты взял? Сравни ее с другими.
– Молодцы, ребята, правильно разложили баранки,
теперь ими можно угостить медведя!
– Идем дальше. Посмотрите, кто живет в этом
вольере? (Слон.)
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, давайте нарисуем для слона туфельки, используя трафарет. А потом сделаем туфельки полосатыми, проведя на них линии сверху вниз (показываю).
Дети выполняют задание «Туфельки для слона».
– Молодцы, ребята, сколько туфелек нарисовали!
Мы подарим их слону.
– Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку.
Кого мы увидели в зоопарке?
– Что мы делали для зверей? Что вам больше всего
понравилось в зоопарке?
– Давайте попрощаемся с животными.
– До свидания! Заходите в автобусы – нам пора в
детский сад.