Интегрированный урок по математике, экологии и информатике в 5-м классе по теме «Действия с обыкновенными дробями». 5-й класс

Разделы: Математика, Экология

Класс: 5


Задачи урока:

  • закрепить знания учащихся по теме действиям с обыкновенными дробями;
  • развивать умение учащихся применять математические знания при решении практических задач по экологии;
  • развивать навыки сравнения, умение анализировать;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету, работоспособность и профилактика утомления;
  • воспитывать бережное отношение к технике;
  • выяснить как учащиеся школы при бережном рациональном использовании бумаги и бережном отношении к учебникам могут способствовать сохранению лесов;
  • совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки и умения (умения обобщать, сравнивать, анализировать, исследовать, дискутировать);
  • воспитать уважительное отношение к природе и ее богатствам;
  • осуществлять межпредметную связь.

Тип урока: комбинированный урок

Метод урока: интегрированный урок (математика, экология, информатика)

Форма проведения урока: классно-урочная, групповая, индивидуальная, парная

Оборудование урока:

  • проектор, экран, компьютеры с Windows-XP, карточки с заданиями по математике – программированный контроль,
  • карточки с заданиями по группам с экологическим содержанием,
  • микроскоп,
  • Презентация к уроку – Приложение 1,
  • форматы А3 – 4 шт. (по количеству групп),
  • физкультминутка «Танцующий ежик».
  • наборы различных видов бумаги;
  • гербарий лиственного и хвойного деревьев;
  • стакан с водой;
  • кисточка;
  • почтовый конверт;
  • USB-микроскоп;
  • лупа.

ХОД УРОКА

1. Постановка цели урока

Видеофрагмент «Лиственный лес», «Сосновый бор»

Учитель математики: Сегодня мы проводим урок необычный совместно математику, информатику и экологию.

Учитель экологии: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Естественные экосистемы». Посмотрите, ребята, на столах у вас лежат гербарные материалы, к каким экосистемам они относятся? Какие экосистемы вы видите на экране?
Сегодня мы поговорим о значении именно этой экосистемы. Как ее уберечь? И верно ли утверждение, что лес – является источником бумаги? Но сначала, ребята, кто знает может ответ на вопрос: «Что является хлебом культуры»?
Другая подсказка из этого материала изготавливают, то о чем идет речь в загадке?

Бумажная птица лежит на столе,
Пишу я другу, как живётся мне.
Сложу его, вложу,
В почтовый ящик опущу.
Бумажная птица к другу примчится.
Что же это?

Ответ: конверт, а изготавливают его – из бумаги. В конце урока мы тоже напишем письма и отправим их самым лучшим друзьям или подругам.

Учитель информатики: сегодня на уроке мы научимся вводить текст с учетом правил ввода текста, редактировать его.

Учитель математики: Мы будем решать задачи с обыкновенными дробями с экологическим содержанием. Но прежде чем приступим к решению задач проведем Программированный контроль, давайте проверим, как вы усвоили тему. Предлагаем вам карточки с заданиями, вписывайте в пустые ячейки недостающие числа.

2. Работа на повторение

Раздаем листочки для работы, подпишите ваши фамилии. Задания выполняет каждый ученик по своей карточке.

Слайд на экране с ответами

А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения вашей работы по правильным ответам на экране, выставляют оценки соседу по парте.

3 правильных ответа – «5»;
2 правильных ответа – «4»;
1 правильный ответ – «3»;
0 правильный ответ – «2»;

Учитель сообщает результаты диктанта.

3. Изучение нового материала

Учитель экологии: У вас на столах лежат наборы с различными образцами бумаги. Рассмотрите их.

Учащимся даются образцы различных видов бумаги. Им необходимо определить, под каким номером обозначен каждый вид.

1. Альбомная
2. Печатная
3.Цветная
4. Газетная
5. Туалетная
6. Картон
7. Копировальная
8. Миллиметровая
9. Тетрадная
10. Глянцевая
11. Специализированная

После выполнения задания учащиеся сдают результаты работы для проверки учителю.
Каждый из выданных вам образцов бумаги имеет область применения.

Например: … (ответы учащихся).

Физкультминутка «Танцующий ежик»

При подготовке к данному уроку учащиеся 5 класса провели исследование «Учебник твой друг– без него как без рук». 22 января 2015 года в кабинете математики прошло 6 уроков, по их окончанию все оставшиеся бумажные отходы (черновики, записки, закончившиеся тетради) были собраны и взвешены. Внимание на экран.

Видеозапись «Начало рабочего дня», «Конец учебного дня», «Взвешивание»

Ученики показывают пустую мусорную корзину, с мусором в конце дня и взвешивают на весах.

Учитель математики: Сейчас мы в группах посчитаем, сколько мы можем спасти деревьев за 1 год нашей школой.

Раздаются задания по карточкам. Выполняют работу в группах на форматах А3.

Задания

Каждая группа защищает свое решение у доски, по одному человеку от группы. Выводы по работе.

4. Работа на закрепление

Учитель экологии: Любому виду бумаге характерны общие свойства, с которыми мы сейчас познакомимся.

Практическая работа

Опыт 1.Почему перед тем, как разорвать лист бумаги, если нам нужно, чтобы края были ровные, прямые — лист бумаги обязательно надо согнуть?
Сложить лист пополам, провести по сгибу гладилкой или ногтем. Расправить лист и разорвать. Бумага разорвется по краям линии сгиба. Посмотрите на бумагу через лупу. Какое вы наблюдаете строение бумажных волокон.
Когда мы согнули, а затем пригладили линию сгиба, мельчайшие волоконца разломались, разрушились связи между ними. И лист точно разорвется по прямой линии.

Демонстрация листа бумаги на экране с помощью USB-микроскопа.

Опыт 2. Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая?
Возьмем полоску бумаги, намочим, потянем в разные стороны бумагу — она расползется.
Это происходит потому, что в составе наполнителей бумажной массы есть клеи.
Чем быстрее клей растворяется в воде, в которой мы смачиваем бумагу, тем быстрее волоконца древесины, из которой сделана бумага, расползаются, т. к. перестают быть связанными между собой.

Учитель информатики: Работа в парах на компьютерах по двум вариантам. А сейчас включим компьютеры и создадим в текстовом редакторе листовку для ученика

Текст листовки:

Ученик, задумайся!
Чтобы изготовить для тебя учебники, тетради, альбомы, дневники, требуется уничтожить 5,3 га леса!
Береги учебники!
Рационально используй тетради, альбомы!!!

Распечатать набранный учащимися текст листовки, раздать ученикам.
Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах. По окончании работы поднимают руку.

Учитель экологии: Ребята! Если каждый будет бережнее относиться к тетрадям, альбомам, главное к учебникам – сколько же мы можем сберечь деревьев? Давайте вложим вашу листовку в конверт, дома вы подпишите адрес своего друга и отправите ему письмо. Так все вместе сообща мы сбережем лес.

5. Задание на дом: по математике – составить задачу в 2 действия с экологическим содержанием, по экологии – сформулировать советы для учащихся по рациональному использованию бумаги и продлению жизни учебникам, информатике – создать в графическом редакторе рисунок на тему «Берегите лес»

6. Рефлексия.

– Сегодняшний урок для меня был:

  • легкий – трудный;
  • интересный – скучный;
  • полезный – ненужный.

На уроке я был ученик:

  • старательный – ленивый;
  • внимательный – невнимательный;
  • тему урока усвоил – не усвоил.

Учащиеся отмечают на листах рефлексии свой вариант и сдают учителям.

7. Оценки за урок.