Урок русского языка «Части речив». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока Закрепление новых знаний
Цель Научить школьников определять грамматические признаки частей речи
Планируемый    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Работать над умением определять части речи: сущ., прил., гл.;
  • указывать их морфологические признаки;
  • расширить словарный запас учащихся.
Личностные:
  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения определять изученные части речи;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия Орфограмма, безударные гласные не проверяемые ударением, предложение, текст.
Межпредметные связи Русский язык – развитие речи – литературное чтение
Ресурсы:
– основные
– дополнительные
Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Части речи».
Карточки «Графики», «Текст», «Рефлексия урока»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя

Готовятся к работе Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Презентация. Слайд 1)

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующие отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Чистописание (запись на доске):

П  Т  пт  пе  по  от
петух,  петушиный,  пел

– Какие вопросы Вы можете задать к словам 2-й строчки чистописания?
Что объединяет эти слова?    П, П,     
– Какое слово лишнее и почему?  (Пел. 1.– односложное слово,  2.– не является однокоренным к двум другим словам.)
– По каким признакам можно разделить слова на группы? (1. Части речи. 2. Однокоренные и не однокоренные слова.)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельное выделение,  формулирование цели;
логические –  формулирование проблемы.

– Назовите, что такое сущ, прил, гл. – как части речи. (Дети называют правила о данных частях речи.)
– А когда слова называются однокоренными? (Слова, в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)
– Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Определение грамматических признаков частей речи)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщение знаний о частях речи.)

Словарная работа

Организует деятельность учащихся в парах, по вариантам. Определяют задание каждого варианта. Совместно  составляют два графика. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство.

(Слайд 2)
– Посмотрите на иллюстрацию к рнс «Лиса и Заяц». Назовите словарные слова, которые Вы здесь видите. (Заяц, медведь, лисица, петух,  деревня, дорога, одежда, горизонт, платок, огород, багаж, герой, впереди, готов, картина, рисунок, слышать, расстояние, победа, улица, здесь, растение, сегодня).
– Верно, некоторые из этих слов включены в Вашу работу «Графики». (см. Приложение 1)
Проверка.
(Слайд 3 – для всех вариантов; слайд 4 – для 1 варианта; слайд 5 – для 2 варианта; слайд 6 – для 3 варианта)
1 вариант. – Число сущ. Постоянный признак? (Нет, сущ. изменяются по числам.)
2 вариант. – Как Вы определяли род им. прилагательных? (По роду имени существительному, связанному с прилагательным).
– Род им. прилагательных постоянный признак? (Нет, прил. изменяются по родам.)  
3 вариант. – Что является показателем прошедшего времени глагола? (Суффикс Л.)

Развитие умений – применение знаний.

Устанавливает осознанность восприятия. Выполняют задания с объяснением Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,
Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

(Слайды 7,8 )
– Посмотрите на иллюстрацию сказки, постарайтесь выбрать пословицу, которая подходит к этой ситуации. Для этого составьте пословицы, определив, какой частью речи являются выбранные Вами слова.
(Слайд 9 )
Проверка.
– Какое из выбранных Вами слов, можно назвать лишним, почему? (Сердечные – прил., остальные – им. сущ.)

Физкультминутка для глаз (Слайд 10)

Самостоятельная проверка  с самопроверкой

Организует деятельность по применению  изученного ранее материала. Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, сравнивая с работой у доски. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.

(Слайд 11)

– Как Вы можете соотнести эти пословицы с данными ситуациями? (Человек без стыда – там, где дети не видят нуждающихся в помощи. По делам человека судят о его совести – там, где дети приходят на помощь.)

Работа у доски.                                                прил.       сущ.    гл.           сущ.
– Синтаксический разбор предложения: Сердечные  дела трогают  сердце. (Повеств., не воскл., распр.)

– Укажите морфологические признаки слова: сердце. (сердце – сущ., нариц., неодуш., в ед.ч., ср.р., в В.п.)

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа с текстом по карточке.

Ребята,  творите  добрые  дела!  Больным  и  немощным  подайте  руку.  Совестливые  люди,  время  не  теряйте  и  добрых  дел  не  оставляйте!

– Какая пословица, по Вашему мнению, может послужить заголовком данного текста? Запишите. («По делам  человека судят о его совести», или «Человек без стыда, что конфета без сахара»)

Работа в группах.

Задание к тексту:

1 группа. Красным цветом выделите в тексте глаголы.
2 группа. Желтым цветом выделите в тексте существительные.
3 группа. Зеленым цветом выделите в тексте прилагательные.

(Слайд 12)

Проверка.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.

– Ребята, у вас на столе лежат сердечки разного цвета. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. 

  • Красное сердечко – урок понравился, хорошо усвоил(а) пройденный материал.
  • Желтое сердечко – у меня осталось несколько непонятных моментов.
  • Зеленое сердечко – я плохо усвоил(а) пройденный материал.

Обсуждение результатов рефлексии.

– Спасибо за работу на уроке!

Литература:

  1. Наталия Нечаева: Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". ФГОС
  2. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.
  3. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82