Программные задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и уточнить знания воспитанников о домашних животных, чем питаются, как голос подают;
- обогащать и активизировать словарь по теме, учить называть правильно детенышей животных;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- подбирать слова-действия и слова-признаки к словам-предметам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес воспитанников;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Домашние животные”, игрушка кукла-перчатка собака, шаль для бабушки Варварушки, “Волшебный порошок” (конфетти), игра “Собери картинку”, игра “Кто что ест?”, маски животных.
Словарная работа
- Предметы: лошадь, конь, жеребенок, корова, теленок, свинья, поросенок, овца, ягненок, собака, щенок, кошка, котенок.
- Действия: ржёт, жует, мычит, хрюкает, блеет, грызет, лает, лакает, мяукает, мурлычет.
- Признаки: мягкая, пушистая, заботливая, бодливая, рогатая, тонконогая, вороная, длинношерстная.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу. За дверью слышится лай собаки.
Логопед. Ребята, что это за шум. Давайте посмотрим.
Выходит в коридор и возвращается с куклой-перчаткой собакой.
Логопед. Ой, да это же пес Дружок! Здравствуй, песик, заходи гостем будешь.
Пес Дружок. Здравствуйте, ребята! У моей хозяйки, бабушки Варварушки, случилась беда. Бука-Злюка заколдовала ее домашних животных. Теперь они не помнят, как их зовут, не знают чем можно питаться и забыли своих малышей. Животные могут погибнуть от голода. Бабушка Варварушка просит вас спасти животных.
Логопед. Ребята, а вы можете помочь? А что для этого нужно сделать?
Дети: Нужно попасть в сказочную страну и помочь животным все вспомнить.
Логопед. Дружок, ты покажешь нам дорогу?
Пес Дружок. Да, отправляемся в путь. Повернитесь друг за другом.
По извилистой дорожке
С вами в сказку мы пойдем,
Постарайтесь так пройти
Чтоб с дорожки не сойти.
Дети шагают по шнуру, лежащему на полу и имитирующему тропинку.
Пес Дружок. Вот и кончилась тропинка. Перед вами сказочный домик. В нем живет бабушка Варварушка.
Слайд 2.
Дети садятся на стулья, стоящие перед экраном.
Дидактическая игра “Подбери словечко”
Логопед надевает платок
Логопед.
Здравствуйте, ребята.
Я бабушка Варварушка
У окошка здесь сижу
Вас детишек очень жду.
Бука-Злюка оставила мне вот эту записку.
Бабушка Варварушка читает записку.
Расколдую животных, если выполните все мои задания.
Первое задание. Чтобы животные вспомнили, как их зовут, нужно отгадать загадки.
Слайд 3.
***
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: “Хрю – хрю!”
– Это кто? (Свинья)
Как свинья голос подает? (Хрюкает)
Слайд 4.
***
С подстриженной гривой
Он скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? ... (Конь)
Как голос подает конь? (Ржет)
Слайд 5.
***
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она живет в хлеву.
Отзывается: “Му – му!”
Это кто? (Корова)
Как корова голос подает? (Мычит).
Слайд 6.
***
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло как в печке.
Подойдет она к избе,
И зовет меня: “Бе-бе!”
Кто это? (Это овца)
Как овца голос подает? (Блеет)
Слайд 7.
***
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
Это кто? (Собака)
Как собака голос подает? (Лает)
Слайд 8.
***
Он усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник.
Распугал соседских кур
И мурлычет: “Мур-мур-мур!”
Это кто? (Кот)
Как кот голос подает? (Мурлычет, мяукает)
Бабушка Варварушка. Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
Лексико-грамматическое упражнение “Назови слова-действия”.
Бабушка Варварушка. Читаем второе задание. Назовите, что животные умеют делать?
На столе лежат картинки с изображением домашних животных. Дети берут по одной картинке и подбирают слова-действия.
- Корова (что может делать?) – (Мычать, жевать, бодать, кормить, давать молоко)
- Лошадь (что может делать?) – (Ржать, лягать, цокать копытами, бегать, шагать)
- Свинья (что может делать?) – (Хрюкать, спать, купаться в луже)
- Овца (что может делать?) – (Блеять, пастись, жевать, ходить, бегать)
- Кошка (что может делать?) – (Мяукать, мурлыкать, есть, лакать, ловить, спать, подкрадываться)
- Собака (что может делать?) – (Лакать, есть, грызть кость, спать, охранять, ходить, кусать, бегать, прыгать).
Бабушка Варварушка. Какие вы молодцы, много подобрали и назвали слов. Что же там еще нам написала Бука-Злюка? Соберите картинки из частей, назовите, чья голова, чей хвост.
Дидактическая игра “Собери картинку”
Слайд 9.
– Овечья голова, овечий хвост. Это овца.
Слайд 10.
– Коровья голова, коровий хвост. Это корова.
Слайд 11.
– Свиная голова, свиной хвост. Это свинья.
Слайд 12.
– Лошадиная голова, лошадиный хвост. Это лошадь.
Слайд 13.
– Собачья голова, собачий хвост. Это собака.
Слайд 14.
– Кошачья голова, кошачий хвост. Это кошка.
Бабушка Варварушка. Молодцы собрали картинки животных правильно.
Лексико-грамматическое упражнение “Назови слова-признаки”.
Бабушка Варварушка. А теперь четвертое задание вы должны описать животных.
- Собака (какая?) – (Большая, грозная, коричневая, умная, пушистая, гладкошерстная)
- Корова (какая?) – (Большая, рыжая, пятнистая, умная, дойная, рогатая)
- Кошка (какая?) – (Маленькая, пушистая, усатая, ласковая, ловкая)
- Лошадь (какая?) – (Большая, тонконогая, быстрая, коричневая)
- Свинья (какая?) – (Толстенькая, чистая, большая, грязная)
- Овца (какая?) – (Красивая, маленькая, добрая)
Бабушка Варварушка. Как точно вы рассказали о животных. Я для вас приготовила сюрприз - “волшебный порошок”.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе мы играть.
Повернулись, покрутились
И в щеночков превратились.
Бабушка Варварушка посыпает детей конфетти.
Вот теперь вы не дети, а щенки.
Физкультминутка “Щенок”
Дети становятся в круг.
Бегал по двору щенок. Медленный бег по кругу. Видит пирога кусок Наклон вперед, руки в стороны. Под крыльцо залез и съел, Присесть, руки поднести ко рту. Развалился, засопел. Руки в стороны, голову на бок.
Бабушка Варварушка.
Повернулись, покружились
В девочек и мальчиков превратились.
Бабушка Варварушка. Ребята, а у моей свинки был день рождения. Пригласила она к себе своих друзей. Послушайте рассказ о том, как он прошел.
Рассказ “День рождения свиньи”.
Слайд 16.
У свиньи день рождения. Свинья пригласила в гости животных. И всем приготовила угощение.
Слайд 17.
Корове – косточку,
Слайд 18.
собаке – овес,
Слайд 19.
кошке – травку и листья,
Слайд 20
лошади – молоко.
Попробовали гости угощенье, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.
Бабушка Варварушка. Ребята, почему гости ушли недовольные? Что им не понравилось?
Ответы детей
Бабушка Варварушка. Бука-Злюка запутала свинку, и она все перепутала. Давайте поможем ей вспомнить и правильно угостить своих гостей.
Дидактическая игра “Кто что ест?”
Дети собирают картинки из двух частей: изображение животного и что оно любит есть.
- Что любит жевать корова? (Корова жует траву).
- Что любит жевать лошадь? (Лошадь жует овес).
- Что любит лакать кошка? (Кошка лакает молоко).
- Что любит грызть собака? (Собака грызет кость).
Бабушка Варварушка. Какие вы молодцы, вы помогли свинье выбрать правильное угощенье. Она теперь знает, как встречать и чем кормить гостей.
Дидактическая игра “Найди свою маму”
Бабушка Варварушка. И последнее задание Буки-Злюки. Расскажите детенышам животных, как найти своих мам.
Дети стоят в кругу. Бабушка Варварушка раздает маски животных детям.
Бабушка Варварушка. Однажды утром, вышли детеныши на скотный двор. Весь день дружно играли, резвились. Но вот наступил вечер, стало темнеть. Испугались детеныши и позвали своих мам. Замычал теленок.
Ребенок в маске теленка отвечает.
– Му!
– Ответила ему мама корова...
Ребенок в маске коровы отвечает.
– Му!
– Заржал жеребенок... ответила ему мама лошадь...
Захрюкал поросенок ... Мама свинья хрюкнула в ответ...
Позвал маму ягненок ... Подошла к нему мама...
Замяукал котенок... Позвала его мама...
Жалобно позвал маму щенок... выбежала мама ему навстречу...
Успокоились малыши, и пошли с мамами домой.
Дети стоят парами.
Бабушка Варварушка. Назовите, у какого животного кто детеныш?
У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у кошечки – котенок, у свиньи поросенок, у овцы – ягненок
Итог деятельности
Бабушка Варварушка. Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы Буки-Злюки. И мои животные все вспомнили. Спасибо за помощь. Вам пора возвращаться в детский сад. Я подарю Вам волшебный клубочек, он укажет дорогу домой. До свидания, до скорых встреч.
Дети хором повторяют слова
Ты клубочек помоги
В детский сад нас приведи.
Логопед. Вот мы и в детском саду. Дети, Вам понравилось наше сказочное путешествие? А у кого в гостях Вы побывали? Какое задание Буки-Злюки было для Вас самым трудным? Мне очень приятно, что Вы неравнодушные к чужой беде, не раздумывая, отправились спасать животных, и смогли помочь бабушке Варварушке.