Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- ознакомить с информацией о колоколах, о храмах Астраханской области, о
- строительстве Лиманского храма;
- развитие и закрепление уверенного поведения на сцене, развитие устной речи, памяти, артистичности, развитие моторики пальцев рук, творческого воображения и фантазии, умение правильно выполнять поставленные задачи;
- прививать любовь и бережное отношение к традициям русской культуры.
Тип занятия: интегрированное занятие.
Предметы: технология и драматизация.
Педагогические технологии: творческие мастерские.
Оборудование:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, колокольчики, творческая выставка детских работ, запись звона колоколов Храма Христа Спасителя в Москве, видеоклипы, выставка работ;
- для учащихся: самоклеющаяся бумага, клей, ножницы, пластиковые стаканчики, тесьма, бисер, стразы, бусы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Педагоги: Здравствуйте, дети! Добрый день, коллеги!
(слайд №1)
1 педагог: “Сегодня к вашему вниманию представляем интегрированное занятие по теме “Тайна колокольчика. Изготовление колокольчиков из различных материалов”
2 педагог: (слайд №2)
Итак, мы начинаем. (МУЗЫКА стихает)
2. Актуализация знаний.
Инсценирование: “Дорога к храму”
Выходит старик, а его догоняют внучата
Выходит старик, а его догоняют внучата
Слайд №3 (очертание храма, дороги, музыка)
Дети: Дед, а дед! Ты куда это собрался идти?
Старик: К храму дети мои.
Дети: Возьми нас, пожалуйста, с собой!
Старик: Ну, пойдемте.
Дети: Деда, что такое храм?
Старик: Храм - это специальное здание, в которое приходят помолиться Богу верующие люди. Его еще называют церковью. У нас на Астраханской земле много красивых церквей и храмов, потому что много верующих.
Слайд№4
На Лиманской земле тоже много верующих и в будущем в посёлке Лиман построят церковь Казанской Божьей матери. Самые красивые храмы находятся в столице Поволжья в городе Астрахани.
Слайды №5 (Астраханские храмы)
Слайд №6
Дед: Уже триста лет, УСПЕНСКИЙ СОБОР останавливает на себе взгляд любого, кто оказывается в Астрахани. Представить кремль и город без этого удивительного сооружения невозможно.
Мальчик:
Слайд№7
Я тоже знаю, мне бабушка рассказывала, что в Астрахани естьКАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
За величественный внешний вид и богатое убранство современники назвали Казанскую церковь жемчужиной Поволжья.
Дед:
Слайд№8
А как прекрасен, созданный усердием православных граждан храм Божий ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Он сверкает своим благолепием.
Слайд№ 9
А один из самых ярких храмов города Астрахани - ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Слайд № 10
Великолепен и ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Слайд № 11
И Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Такие великолепные храмы, что душа так и рвётся к ним.
Девочка: Так пойдем же поскорей к храму!
Старик:
Да, дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.
Слайд № 12 с колокольным звоном
Девочка: Дедушка, что это?
Мальчик: Как прекрасен этот звон!
Старик: Это колокольный звон, только в одной стране мира - в России, живет колокольная музыка.
Слайд №13
У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством.
Девочка: Дедушка, а для чего нужен этот звон?
Дедушка: Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Поистине колокол был голосом Родины, символом единения, величия государства.
Слайд № 14. (клип “ Золотое кольцо”)
Мальчик: Откуда же появились колокола?
Слайд № 15
Дедушка: Легенда о возникновении первого колокола. Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.
Слайд № 16
На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Самым большим колоколом, Считали колокол, отлитый в 1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.
Мальчик: Дедушка, а что вы еще знаете?
Дедушка: К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена на прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун – в зависимости от звучания.
Девочка: А вы знаете, я слышал такое стихотворение “Вечерний звон”
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!...
Дедушка:
Да, душа наполняется радостью и спокойствием, когда слышишь это стихотворение, автор этого стихотворения Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт. На эти слова написана даже песня.
Слайд№17
Звучит отрывок песни в исполнении Козловского)
Дедушка:
А еще говорят, что колокольный звон лечит, отпугивает нечистую силу. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – не много позвоните в него, и в этом волшебном звоне вы услышите спокойствие и поддержку.
Дедушка звенит над ухом ребятишек
Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.
Мальчик: Дедушка, а что ещё можно сделать с колокольчиками?
Дедушка: И поиграть можно! Выходи детвора на весёлую игру “Передай колокольчик”
Девочка: Дедушка, а как же эти колокольчики делают?
Дедушка: Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.
Слайд № 18, 19.
А ещё делали сувенирные колокольчики из дерева, глины, бумаги и других материалов. Колокольчик это символ мира и добра.
При храме были мастерские, в них работали мастера и подмастерье.
Девочка: Может, сходим в мастерскую посмотрим.
Подмастерье: Зачем далеко ходить, вот и мастерская, пойдемте, да и научимся делать эти колокольчики.
Мастер: Здравствуйте, уважаемые путники! Что привело вас к нам?
Дедушка:
Добрый день мастер! Мы хотим научиться делать колокольчики. Научите нас со своими подмастерьями.
Мастер:
Ну что ж, гости дорогие, проходите, научим вас это делать.
Мы многое умеем: выкладываем мозаикой из бисера иконы, пасхальные яйца. Посмотрите на наше мастерство. (ВЫСТАВКА)
Присаживайтесь, сейчас мы будем изготавливать колокольчики из различных материалов.
Слайд №21
3. Знакомство с темой занятия. Изготовление колокольчиков.
Педагог: Теперь вы познакомились с работами наших мастеров .Своим умением они могут поделиться с вами. Давайте вместе поработаем. Присаживайтесь, целью нашей работы будет изготовление колокольчиков из различных материалов. Колокольчик, как и любой предмет, должен быть “живым”, согретым человеческими руками, вобравшим в себя частицу души мастера, который его изготовил.
Слайд № 22
4. Проверка готовности рабочих мест.
Педагог: “Что нам понадобитьсядля работы?
Подмастерье: Для работы нам понадобиться :
- самоклеющаяся бумага
- пластиковые стаканчики
- тесьма
- бисер
- стразы
- бусы
- клей
- ножницы
5. Знакомство с технологией изготовления колокольчиков
Мастерская по изготовлению колокольчиков
Слайд №23
Технология изготовления колокольчиков
Педагог: “С чего же начнем нашу работу?”
Слайд № 24
Подмастерье:
- Возьмем тесьму, оденем на неё бусинку , закрепим её узелком.
Слайд № 25
Подмастерье:
- Продолжаем насаживать бусинки, но уже меньшего размера.Это ЯЗЫЧОК колокольчика.
Слайд № 26
Подмастерье:
- Берем пластиковый стаканчик, в нем уже приготовлено отверстие.
Слайд № 27
Вставляем туда язычок. Привязываем язычок к банту.
Мы смастерили колокольчик.
Слайд № 28
Подмастерье:
- Теперь нужно его украсить. Предлагаю нанести клей на край колокольчика. Он поможет он поможет закрепить тесьму или бусинки.
Педагог:
Слайд №29
Тут можно проявить свою фантазию и столько всякого натворить....
- сделать декупаж
- раскрасить акриловыми красками
- приклеить тесьму, кружева, обрезки красивой ткани, бусины, бисер... даже крупа подойдет! И не только манная!
- а можно использовать ту же самоклейку, вырезав из нее разные фигурки.
-тут же море возможностей!! все! останавливаюсь дальше подумайте сами.
Слайд № 30
(Дети изготавливают свои колокольчики)
6. Подведение итогов.
Педагог: (Презентация колокольчиков) Давайте покажем гостям свои колокольчики.
7. Рефлексия.
Педагог:
- Что нового узнали на занятии ?
- Чему научились?
- Понравилось ли вам занятие?
- Давайте позвоним в них.
(Включить звон колокольчиков.)
“…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола”.
Дед:
Слышу вас колокола над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Мастер:
Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией!”
Слайд №31
ПЕСНЯ ОБЩАЯ
Дед: Пора нам в путь дорогу, спасибо за гостинцы и за радость принесенную людям.
Мастер:
Добрый путь!
Мы желаем вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Читаем, учимся, играем, журнал-сборник №5, 2003 г.
- Журнал “Обруч” №2-№4 -2004 г.
- Сайт о колоколах, звонарях и церковном звоне России.