Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Сценирование урока. Отличие сценирования от планирования
В статье Н.В. Громыко и Ю.В. Громыко описана концепция сценирования. Планирование связано с продумыванием того, какой материал нужно передавать учащимся, как будут осуществляться переходы от одной темы к другой, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся. При сценировании учитель работает не с ЗУНами, а со способностями учащихся. Развитие мыследеятельностных способностей является основным содержанием образования в мыследеятельностной педагогике. Только сценирование учитывает реальный план мыследеятельностных и жизнедеятельностных процессов, протекающих в классе и на самом деле определяющих то содержание (а не материал), которое ученик осваивает во время посещения уроков. Чтобы действительно работать со способностями учащихся, педагог должен специально создавать ситуации учения-обучения, которые и являются основной единицей работы при сценировании. Учитель организует такое мыслекоммуникативное событие, которое воспринимается учащимися как «сбой»: привычные способы действия не срабатывают. Ученики должны «открыть», выйти на новый способ, новую форму действия.
В статье Н.В. Громыко и Ю.В. Громыко (*) выделены основные этапы технологии сценирования:
1) построение сценарного описания;
2) осуществление этого сценарного
описания, организация
мыслекоммуникативного события;
3) рефлексия произошедшего события;
4) построение законченного сценария.
При написании сценарного описания педагог продумывает, через какие ключевые моменты он должен провести учащихся, чтобы достичь поставленную учебную задачу, предполагает, какими путями могут пойти учащиеся. Но представить заранее, каким будет живое мышление учащихся, их реакции, невозможно. Поэтому педагог должен научиться работать «в» и «по» ситуации, с реальными процессами мышления, коммуникации и действия детей. Таким образом, в сценарном описании заложена некоторая «пустотность» – пространство для мыслительного движения детей, предвосхитить которое нельзя и которое в каждом классе будет выглядеть по-разному.
Работа в технологии сценирования занимает центральное место в мыследеятельностной педагогике и является профессиональной способностью педагога. Такая работа требует серьезной мыследеятельностной подготовки. Речь идет о новом типе педагогического профессионализма. Педагог должен уметь видеть и выделять процессы, работать со способностями, владеть рефлексией, ситуативным анализом, мыследеятельностной диагностикой и т.д. Уровень овладения технологией сценирования напрямую зависит от уровня мыследеятельностной оснащенности педагога. И наоборот – технология сценирования является инструментом постоянного развития мыследеятельностных способностей. Именно с ней мы связываем дальнейшие перспективы развития педагогического профессионализма.
(*)
Громыко Н.В., Громыко Ю.В. Понятие сценария урока.
Формирование филологической культуры. Учебная
книга. М.: Пушкинский институт, 2003
5 КЛАСС
Методический сценарий. Профессии.
Параметр |
Описание |
Учебный предмет | o Иностранный язык (АЯ) |
Ступень обучения и класс | o Основная школа, 5 класс |
Тема урока | Профессии. |
Цель и задачи урока | Цель: Актуализировать и совершенствовать имеющиеся у учащихся знания (произносительные и лексические) по теме. Актуализировать грамматические навыки употребления времени Настоящего простого. Тренировать учащихся в аудировании. Совершенствовать лексико-произносительные и грамматические навыки диалогической речи. Создать ситуацию на уроке для целенаправленного развития логического мышления учащихся методами сравнения, обобщения и интуиции. Задачи: – научить сообщать и запрашивать информацию, – средствами ролевой игры создать ситуации, имитирующие объективную необходимость высказывания в устной или письменной форме; – понимать новые слова и уметь их использовать в высказывании о покупках в магазине; – работать самостоятельно и в парах. |
Ожидаемый учебный результат | Личностные: – формирование умений речевого этикета в новых социальных ролях. Метапредметные – формирование и развитие ИКТ компетентности; – формирование навыков работы в парах и малых группах. Предметные – формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности по теме «Профессии»; – формирование произносительных навыков на основе работы с новыми словами по теме «Профессии»; – расширение словарного запаса по теме “Профессии”; – формирование орфографических навыков на основе изученных и новых слов. Ключевые слова: коммуникативные умения: аудирование, говорение, чтение, письмо; лексика: покупки, речевой этикет; текстовый редактор, поисковые сервисы |
Длительность урока | o Урок (45 минут) |
Место проведения урока | o ГБОУ Лицей №1550, 5 класс |
Ход урока | Введение темы урока. Просмотр
видеосюжета по теме “Профессии” и ответ на
вопрос: Whatisthethemeofourlessontoday? Совместная
формулировка темы урока. Обращение к субъектному
опыту учащихся: Whatareyougoingtobe? Why? 2) Введение новой лексики (работа с карточками). Look, listen, repeat, write them down and make up sentences with them. Работа над произношением (хором, индивидуально, по группам). Repeatafterme, please. 3) Первичное закрепление знаний. Составьте слова(расшифруйте) «Scrambled word» (буквы перемешаны). Используя текстовый редактор, наберите эти слова правильно на ПК. (Распечатайте его.) Озвучьте список классу. Type and print them. Read them to your class. 4) Отработка навыков. учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: вставьте нужные слова в текст Completethesentences. Проверка задания. 5) Закрепление. Используя прочитанный текст и свои собственные идеи, ответьте на вопросы: Who writes poems? Who works with computers? Who helps children to learn? Who flies in airplanes? Who drives a car? Who helps sick animals? Who draws beautiful pictures? Why do people like shopping? 6) Обратная связь и рефлексия. Задание– игра на аудирование: (извлечение запрашиваемой информации) Прослушайте песенку о профессиях и назовите профессии которые вы услышите, заполните пропуски, пойте песенку под музыку. Listen to the song and find out how many professions can you hear, fill in the gaps, sing along. Обсуждение результатов с классом. (Учащиеся записывают правильные ответы в карточки и проверяют их в парах, а потом вместе слушают и смотрят видео, исполняют песенку.) 7) Применение изученного. Учащимся предлагается ознакомиться с разговорными фразами. Учитель нажимает курсором мышки на слова и фразы, чтобы прослушать их. Используя новые фразы, учащимся предлагается составить диалог (работа в парах) на основе вербальной ситуации и представить диалоги классу (см. п.10) |
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность | Cм п.8. №1,6 |
Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи | Итоговое задание. Составьте
диалог в парах на тему «Кем ты хочешь быть»,
используя активную лексику урока: Makeupdialoguesusingouractivevocabularyonthetopic
“Intheshop”. Этапы:
(к п. 8 №7) |
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии | См. п.8. №6 |
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке |
o Коммуникация o Приобретение знаний o Использование ИКТ o Приобретение знаний o Освоение знаний: отработка o Рефлексия o Разрешение проблем |
Модели учебных заданий и учебных ситуаций с использованием ИКТ и ЭОР, направленных на решение обозначенных в п. 5 классов учебных задач | o Модель 1.1. Создание текстов |
Организационная модель использования ИКТ | o одно компьютеризованное рабочее место
(учителя) o компьютеризованные рабочие места в школе или дома |
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ | o текстовый редактор o поисковые сервисы Интернета o интерактивная доска |
Потребности в ЭОР | o ресурсы реалистического визуального
ряда (фотоизображения экспонатов, объектов
предметной области; видеофрагменты процессов и
явлений; видеоэкскурсии, кинохроника и пр.) o комплексные интерактивные мультимедийные ЭОР |
Потребности в адаптированных для учебных целей инструкциях по использованию ИКТ | Необходимы инструкции по созданию, редактированию и оформлению текстов |
Возможные варианты организации занятия (этапов занятия) с учетом особенностей оснащенности учебного процесса | Если имеется в наличии мобильный класс, то задание может быть выполнено на уроке под контролем учителя. Если же компьютеризированные рабочие места в школе или дома, то задание выполняется в тетради, а дома оформляется на компьютере с иллюстрациями. |
Методические рекомендации для учителя | 1. Введение нового лексического
материала осуществляется в зависимости от того
УМК, по которому работает учитель, и от уровня
подготовки детей. 2. Используйте данный материал для введения \ отработки лексики http://www.youtube.com/watch?v=Nfvle2Wd4IE http://www.youtube.com/watch?v=LZbD4-usGm0&list=PL941BC26FDE3608BF 3. Песенку про профессии можно найти на сайте http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/songs/people-work |
Информационно-технологические материалы | Британский Совет
информационно-образовательных ресурс для детей http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/songs/people-work
Видеосюжет – песенка по теме урока |