Пояснительная записка
В 2009 году в Приморском крае на базе КГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» (школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей) было создано структурное подразделение учреждения – Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО). Дистанционное обучение осуществляется как индивидуальное образование детей-инвалидов, находящихся на домашней форме обучения.
Оно ориентировано на расширение и углубление знаний ребенка по отдельным учебным предметам с учетом его физических возможностей, интересов и склонностей.
- дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию;
- учитель использует возможность для оперативной связи с учеником (скайп, чат, телефон);
- приглашает ребенка к общению для он-лайн взаимодействия;
- основная форма учебной деятельности – интерактивный урок, который включает в себя различные формы обучения;
- в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (скайпе, чате).
Главное отличие от традиционной формы обучения заключатся в том, что дистанционный урок предполагает индивидуальную форму обучения, которая подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником. В условиях индивидуальной деятельности с учащимися ситуация практически уникальна: есть возможность учитывать возрастные, психологические особенности каждого отдельно взятого учащегося, уровень освоения им учебного материала. В преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении, которое реализуется в форме “ученик и компьютер”. Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Основные методы, применяемые при проведении дистанционных уроков информатики: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
Для отработки практических навыков в своей работе применяю индивидуальный практикум, который характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на справочный материал, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Учитываю гигиенические требования к
организации работы учащихся, слежу за тем, чтобы
время непрерывной работы учащихся за
компьютером не превышало рекомендуемых норм.
В своей практической деятельности применяю
новые компьютерные технологии, принципы
индивидуализации и дифференциации обучения,
элементы проектной деятельности, тестовый
контроль знаний, уроки провожу с учетом
здоровьесберегающего компонента.
Тема дистанционного урока: «Всемирная компьютерная сеть Интернет. Применение аппаратных средств, программного обеспечения, средств компьютерной связи для решения практических задач».
Форма урока: индивидуальное занятие, закрепление пройденного материала.
Доминирующая дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме: «Всемирная компьютерная сеть Интернет. Применение аппаратных средств, программного обеспечения, средств компьютерной связи для решения практических задач».
Триединая дидактическая цель:
- обучающий аспект: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: «Всемирная компьютерная сеть Интернет. Применение аппаратных средств, программного обеспечения, средств компьютерной связи для решения практических задач»;
- развивающий аспект: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии.
- воспитательный аспект: создать комфортные условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.
Метод обучения: творчески-проблемный.
Оборудование урока:
- Персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Mac, табличным процессором NeoOffice, web-камера, принтер, сканер;
- файл кроссворда, теста (Приложение 1), размещенный на компьютере учителя.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующее начало (1 мин.)
Здравствуй, Саша. Сегодня урок информатики по
теме: «Всемирная компьютерная сеть Интернет.
Применение аппаратных средств, программного
обеспечения, средств компьютерной связи для
решения практических задач».
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением ты
вышел сегодня на связь. Для этого предлагаю
назвать 3 прилагательных, отражающих твое
настроение (называет). Мне очень приятно, что
сегодняшний урок пройдет в комфортной
обстановке.
II. Актуализация знаний. Учитель читает текст. Саша печатает в окне обмена сообщениями в Скайпе услуги, предоставляемые сетью Интернет (3 мин.)
Благодаря Интернет мы можем за считанные секунды послать письмо в самую дальнюю точку мира, находясь в России поговорить с коллегами в США. Вы можете заказать понравившуюся вам книгу, узнать через Интернет новости, слушать радио, ходить в библиотеки, картинные галереи и заочно обучаться в университетах других стран.
(– электронная почта;
– видеоконференция;
– интернет-магазин, покупка товаров;
– поиск информации, поисковые системы;
– дистанционное обучение)
(Учитель предоставляет доступ к своему экрану, еще раз обращает внимание на схему услуг, предоставляемых Интернет)
III. Повторение. Кроссворд (5 мин.)
Мы познакомились с ресурсами всемирной глобальной сети Интернет, изучили услуги, предоставляемые пользователям Интернет, применение электронной почты. Проверим, как эти знания ты усвоил. Предлагаю кроссворд (см. Приложение 1). Я отправляю файл при помощи программы Skype, Саша принимает этот файл, распечатывает его, отгадывает, вписывает слова, затем сканирует, отправляет мне файл по Skype, я принимаю файл, распечатываю, проверяю правильность. Подводим итоги.
IV. Обобщение (5 мин.)
Повторим применение электронной почты. Задание: Саша заходит на свой почтовый ящик, открывает письмо от учителя, читает, в письме вопросы теста (см. приложение 1). Он отвечает на вопросы, выбирает правильные ответы (помечает *), отправляет учителю выполненный тест по электронной почте. Я проверяю, подводим итоги.
V. Комплексы упражнений для глаз (1 мин.)
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем закрыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6, затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6 Повторить 4-5 раз.
VI. Применение электронных ресурсов i-школы (http://iclass.home-edu.ru) (13 мин.)
Необходимо авторизоваться на сайте http://iclass.home-edu.ru/login. Зайти в курс «Информатика, 11 класс», найти раздел «Поисковые системы Интернета. Лабораторная работа».
Задание 1. Используя поисковый сервер,
найти фотографию одного из отцов Интернета –
Винтона Серфа.
Прочитать задание, выполнить его, результат
отправить учителю при помощи обмена сообщениями
программы Скайп.
Задание 2. Вопросы для быстрого поиска
Вопросы:
1. Может ли компьютер придумывать случайные
числа?
2. Чему равняется число googol?
3. Какого цвета волосы Бориса Стругацкого?
4. В каком году была принята декларация
независимости США?
5. Сколько атомов во вселенной?
6. Почему у нас пять пальцев на руках и пять на
ногах?
(Ответы напечатать сообщениями в Скайпе)
Задание 3. Этика Интернета. Безопасность в Интернете
1. В чем вы видите правовые проблемы в
использовании Интернета?
2. В чем может состоять угроза безопасности
компьютерной системы при работе в глобальных
телекоммуникационных сетях?
3. Как понимается уязвимость компьютерной
системы?
4. Что такое атака на компьютерную систему?
5. Каким видам атак может подвергнуться компьютер
пользователя, подключенный к глобальной сети?
(Ответы устные)
VII. Практическая работа в программе NeoOffice. (10 мин)
(Проконтролировать выполнение практического задания можно при помощи программы Удаленный рабочий стол, в результате Саша присылает файл по Скайпу, учитель принимает файл, распечатывает на принтере.)
Веб-обозреватель или браузер является окном в мир Интернета для пользователя.
Задача. Используя материал, найденный
в сети Интернет, проанализировать рейтинг
популярности браузеров в России за 2013 год,
построить сравнительную диаграмму в программе
электронные таблицы NeoOffice.
«Самой главной новостью является тот факт, что за
прошедший год в России на рынке
интернет-браузеров на декабрь 2013 года Firefox уже
стал первым с показателем в 33,52 %, а Opera
получила 31,68%. Бронзовую медаль удерживает
Internet Explorer, в процентном соотношении – 21,83 %.
Четвертое место получил Chrome (Хром, новая звезда
веб-навигаторов), 11,44 %. А вот браузер Apple Safari
показывает результат 1,53%.»
Браузер | Рейтинг браузера (%) |
Firefox | 33,52 |
Opera | 31,68 |
Internet Explorer | 21,83 |
Chrome | 11,44 |
Apple Safari | 1,53 |
Сумма | 100,00 |
Рейтинг браузера (%)
VIII. Итоги, домашнее задание (2 мин.)
Подведем итоги. Настроение в конце урока.
Назвать 3 прилагательных, отражающих твое
настроение.
Домашнее задание – найти информацию в Интернете
о рейтинге популярности браузеров в мире за 2014
год, проанализировать, построить диаграмму
средствами программы NeoOffice.