НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук "у"»

Разделы: Коррекционная педагогика


Методическая тема занятия. Звук «у». Выделение звука в начале слова. Понятие «гласный звук».

Тема занятия, называемая детям. Звук «у».

Составила: учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 14 «Василёк» г. Рубцовска Алтайского края, Митина Вера Борисовна.

Образовательная область – речевое развитие

Пояснительная записка. Данное занятие помогает уточнять у детей понятие «гласный звук» на примере звука «у». При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: массаж лица, работа по развитию речевого дыхания и голоса, развитие мелкой моторики, отгадывание загадок, дидактические игры «Заколдованные картинки», «Пирамидка», «Поймай звук».

Место занятия в образовательной программе: коррекционно – развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г. Рубцовск, проведённое согласно образовательной программы.

Форма организации детей: подгрупповая.

Формы организации совместной деятельности: путешествие в волшебную страну Грамоты.

Цель: создание условий для уточнения понятия «гласный звук» на примере звука «у», выделения гласного «у» из ряда других звуков, из слов в начале слова (в ударном положении).

Задачи:

  • Обучающая:
    • создавать условия для уточнения основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения и т.д.
    • познакомить с характеристикой звука «У», учить выделять на слух звук «у» среди других звуков, в словах, выделять звук «у» в начале слова; подбирать слова на заданный звук.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
    • создавать условия для расширения словарного запаса по теме;
    • коррегировать и развивать слуховое внимание, логическое мышление (загадки), мелкую моторику.
  • Воспитательная:
    • содействовать расширению представлений детей об окружающем мире, воспитанию бережного отношения к природе;
    • развивать умение работать в микрогруппах, умение доводить начатое дело до конца;
    • воспитывать желание говорить красиво и правильно, старательно выполнять все задания.

Образовательная деятельность в индивидуальной форме (индивидуальная работа): упражнения в умении делить слова на слоги с Алиной Н.

Методы организации: игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, упражнения по сопряжённой гимнастике для рук и языка.

Лексический материал:

  • Активный словарь: звук, гласный звук, согласный звук, предложение, слог;
  • Пассивный словарь: поглаживание, постукивание, позиция звука.

Оборудование: красный замок, звуковая дорожка на звук «у», зеркала, кукла Уля, предметные картинки «усы улица игра улыбка», сюжетная картинка «Осень», схема предложений из трех слов, пособие «Пирамидка» (деление слов на слоги), «Заколдованные картинки», графические схемы слогов, частей слова, красные фишки.

Предварительная работа: выполнение физкультминутки «Осенние листья», разучивание упражнений на общее расслабление.

Этапы проведения совместной деятельности

1. Начало НОД (Организационный момент)

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.

Массаж лица

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

Работа по развитию речевого дыхания и голоса, развитие мелкой моторики.

— Жили-были Маша и Петя. Была у них бабушка, которую они очень любили. Но бабушка жила в другом городе. Бабушка решила приехать к ним в гости. Пошли дети с мамой на вокзал встречать бабушку. Дети очень хотели, чтобы бабушка поскорее приехала. И вот все услышали, как гудит поезд: у-у-у. Поезд подъехал к вокзалу, дети увидели свою бабушку и очень обрадовались.
Детям предлагается найти глазами верхнюю точку на рисунке (поезд), поставить на нее указательный палец и произнести, не прерываясь, звук у на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в умеренном темпе по «звуковой дорожке» до нижней точки (вокзал).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от верхней точки (поезд) до нижней (вокзал).

2. Процесс НОД

Постановка цели деятельности: сегодня мы с вами поговорим об осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком «у». Но прежде нам нужно вспомнить: какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Как можно определить, что звук гласный? (гласный звук поется, тянется).

Введение в тему. Выделение звука

Вносится кукла Уля.
– Ребята, эту куклу зовут Уля. Повторим все хором. А теперь отдельно.
– Какой первый звук вы услышали в ее имени? («у»). – В этом слове на первом месте стоит звук у.
– Где мы можем услышать звук «у»?
– Кто воет у-у-у? (Воют волки).
– Зимой ветер воет….( у-у-у).
– Скажите, как гудит поезд? (У-у-у.)
– У, – мы в дудочку дудим,
– У, – как поезд мы гудим.
– У, – вперед мы тянем губки,
В узенькую дуем дудку.

Артикуляция звука «У»

– Еще раз произнесите звук «У» и посмотрите в зеркало, что происходит с вашими губами. (Они вытягиваются в трубочку.)
– Теперь покажем звук «У» руками. (Педагог вытягивает руки перед собой, одновременно произносит звук У. Дети повторяют.)

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами.
– Произнесём у хором / по одному.

Характеристика звука «У»

* Понятие «гласный звук»
«Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется). Какой это звук? (Гласный).
* Обозначение звука графически.
– Звук «у» будем обозначать красным цветом.

Выделение звука «У» на слух. Игра «Поймай звук»

– Вы так старательно произносили звук «У», что он решил сам прийти к нам на занятие. Вы сейчас садитесь на свои места, а звук «У» будет с вами играть.

*– Я произнесу гласные звуки, а вы, услышав звук «У», делайте хватательное движение, будто ловите его: а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у-…

Выделение звука «У» в словах. Отгадывание загадок

На доске картинки: удочка, улей, уж, уточка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде. (Удочка.)

– Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.) Тогда отметим его фишкой.

Ходит вперевалочку,
Плавает, ныряет,
На пруду и в речке
Пищу добывает. (Утка.)

– Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.) Отметьте его фишкой.

Динамическая разминка

Улыбнулась буква У,
Озорная буква У Дети улыбаются.
Угостила: У – У – У! Наклониться вперёд, руки вытянуть вперёд.
Укусила: У – У – У! Пальцы рук напряжены, согнуты в виде «челюстей», сцепляются – расцепляются.
Укачала – У – У – У! Имитация укачивания куклы.
Ускакала – У – У – У! Прыжки по кругу.
Вот какая буква У, Руки вверх, хлопки,
Озорная буква У!

Дидактическая игра «Заколдованные картинки»

– Уля принесла вам эту красивую коробочку. В ней – заколдованные картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку, сели все в кружок.
Угадай картинки, милый мой дружок!

(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками)

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Вы называете ту картинку, в названии которой есть звук «у».
– Молодцы, все загадки Ули отгадали!

Физкультминутка «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять Шагать на месте.
Будем листья собирать Приседать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга.
Листика дуба мы соберем, Встать. Руки сжать в замок.
Маме осенний букет отнесем. Шагать на месте.

Загадки Ули

(Дети сидят на ковре полукругом, дефектолог раскладывает ряд предметных картинок):

Д/у «Четвертый лишний» – назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звука «у»):

УСЫ УЛИЦА ИГРА УЛЫБКА

– Назовите лишнюю картинку. (Лишняя картинка «ИГРА», так как в названии картинки нет звука «у»).
– И с этой загадкой Ули вы справились! Умницы!

Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Пирамидка»

– Дети, посмотрите, любимая игрушка Ули – пирамидка рассыпалась. Давайте поможем ее собрать. Но пирамидка эта непростая. Она состоит из слов. Верхушка – слова из одного слога, первое колечко – из двух слогов, последнее колечко – из трех слогов. Помогите разложить все картинки по местам, чтобы пирамидка вновь была собрана.
(Картинки: лист, дождь, луч, птица, дерево, трава, облако, зонт, листопад).
– К какому времени года относятся все эти картинки? (к осени).

Составление предложений по заданной схеме

– Ребята, Уля думает, что вы не только можете правильно определять позицию звука в слове, но и составлять предложения. Она просит нас составить предложения из трех слов со словом «осень» (дети составляют предложения).
– Попробуйте составить предложение так, чтобы слово «осень» стояло на первом месте (Осенью уже прохладно); аналогично на втором, третьем месте.
(дефектолог выставляет на доске схемы предложений и небольшую картинку на магните с осенним пейзажем; педагог поочередно меняет положение картинки, в зависимости от того, на каком месте должно стоять слово «осень»).
– Очень хорошо! Ульяна осталась довольна.

Развитие речевой догадки, выделение слов со звуком «у»

– Пора Уле возвращаться домой. На прощание давайте подарим ей слова со звуком «у». Я буду произносить часть слова, без звука «у». Вы дополните его звуком «у» и скажете все слово.
….казка, ….дав, …лыбка, ….зел, …тро,….лица.

3. Окончание НОД

Подведение итогов

– О каком звуке нам рассказала Уля?
– Это звук гласный или согласный? Докажите.
– Давайте попрощаемся с Улей и новым звуком: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Оценка деятельности

Поощрение

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

Д/ игра «Придумай слова на звук У»
Д/ упр «Отбери картинки на звук У»

Формы взаимодействия с родителями: предложить подумать с ребёнком, на что похожа буква У.