С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу. Поэтому главная задача учителя — научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы в свете исследуемой проблемы. — осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать языковую и лингвистическую компетенцию. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки.
В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Практика показала, что механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью. В методике обучения детей грамотному письму по-разному решался вопрос о путях формирования орфографического навыка. Работа должна быть построена так, чтобы ученик задавал себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. От того, насколько прочно будут сформированы орфографические навыки на начальной ступени обучения, зависят дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. Языковая лингвистическая компетенция развивается постепенно. В процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования языковой компетенции.
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки. Сначала под руководством учителя, а на последующих уроках, работая в паре и самостоятельно, дети учатся определять их количество в слогах, а затем в словах, систематически отрабатывать умение различать согласные и гласные, мягкие и твёрдые, ударные и безударные (на основе их характеристики, сравнения, группировки).
Этому способствует ряд упражнений. Например:
1. Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи;
2. Хлопайте в ладоши каждый раз, когда будете слышать звук [ж] в словах: кошка, ножницы, чемодан, щётка, замок, вешалка, ужи, ёжик.
Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся будут писать без пропусков букв.
Следующий этап работы – выработка орфографической зоркости. Ребёнок, направляемый учителем, должен видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь контролировать себя во время проверки своей работы. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость развивать орфографическую зоркость и способность к самоконтролю.
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Важное место занимают упражнения, направленные на выявление в слове орфограммы. Если на первом этапе поиск проверочных слов осуществляется на фонетическом уровне («слабый» звук проверяю «сильным»), то на втором выявляются местоположение орфограммы в слове и приёмы её проверки или путём изменения формы слова, или путём подбора однокоренных слов с ударным гласным в слове.
В основе работы по формированию языковой и лингвистической компетенции лежат следующие виды заданий:
- списывание правильно записанных текстов;
- списывание слов и предложений с пропущенными буквами;
- исправление ошибок, отмеченных в предлагаемом тексте и объяснение причин этих ошибок;
- поиск и исправление неправильно записанных слов в тексте;
- группировка слов, объединенных одной орфограммой
Все виды упражнений решают задачу личностно-ориентированного обучения, увеличивая качество и объём работы, развивает элементарную культуру деятельности, умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку, самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей обучения – формирование языковой и лингвистической компетенции младших школьников.
Трудно перечислить все приёмы работы. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени. Но главное условие, все они должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно добиться высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой труд педагога окупается более высокой грамотностью его учеников.
Литература:
- Трушин, С.В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость / С.В. Трушин // Начальная школа . – 2005. – № 3. – С. 27–31.
- Кубасов, О.В. Русский язык в начальных классах. – М.: Педагогика 1990
- Русский язык в начальных классах/ Под ред. М.С. Соловейчик и др. – М.: Академия, 1997.