Программа внеурочной деятельности «В мире книг». 5–6-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Такие уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся основной школы и рассчитана на 2 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «В мире книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. 

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми проходят  один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности  школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися 5-6  классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

– все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего и среднего  возраста;
– все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;
– мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
– к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Цели и задачи:

– расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
– обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
– формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
– формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  • Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  • Умение работать с книгой.
  • Умение работать с текстом.
  • Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

Диагностические средства

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1-го и 2-го полугодия)

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей по программе внеурочной деятельности «В мире книг» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Требования к личностным результатам:

  •  осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематический план

5 класс

Учебно-методические материалы:

  1. «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 5 классе в 2-х частях. – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
  2. «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 6 классе  – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
  3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. –  Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.
  4. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006.
  5. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  6. Вербицкая М. В., Волошина О.И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999.
  7. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006.
  8. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988.
  9. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005.
  10. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001.
  11.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006.
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
  13. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  15. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  16. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  17. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Праздник  – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  19. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994.
  20. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.– Москва, «ВАКО», 2006.

Литература для учителя

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред.-сост. П.А. Николаев. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  10. Праздник  – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.