Открытый урок информатики по теме «Единицы измерения информации». 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательная:
    • обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
    • дать представление о единицах измерения информации;
    • научить находить информационный объем сообщений;
    • учить создавать маркированный списки в текстовом редакторе.
  • Развивающая:
    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
    • формирование информационной компетентности.
  • Воспитательная:
    • воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основные понятия:

  • бит;
  • байт;
  • килобайт;
  • мегабайт;
  • гигабайт

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: компьютерный класс, доска, маркеры, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой «Информатика», Презентация, карточки, задания для практической работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Я очень надеюсь на вашу помощь, ребята. Хочу напомнить: «Поднятая рука ученика – это рука, протянутая учителю».
Давайте начнем урок с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что вся информация в компьютере представлена в цифровом виде. С помощью нулей и единиц можно представить самую разнообразную информацию. И текстовая, и числовая, и графическая информация кодируется с помощью двух цифр 0 и 1.

Выполнение теста (слайды 2-6)

Тест по теме: «Растровое и векторное кодирование графической информации»

1. Растровая графика – это…

а) рисование точками
б) рисование красками
в) рисование пикселями
г) рисование кривыми линиями

2. Векторное графическое изображение формируется из …

а) красок
б) пикселей
в) геометрических фигур

3. В растровой графике при увеличении или уменьшении рисунка изменяется:

а) яркость изображения
б) четкость изображения

4. В векторной графике при увеличении или уменьшении рисунка не изменяется:

а) четкость изображения
б) яркость изображения

5. Кодирование изображения производится с помощью:

а) 0 и 1
б) любых чисел
в) с помощью цвета

Взаимопроверка теста. (слайд 7)

Поменяемся листочками, проверяем и расставляем оценки за теорию. Карандашом (ручкой) рядом с заданиями ставите + или –. Итак проверяем.

«5» – 5, «4» – 4, «3» – 3, «2» – 2 или 1

Ответы: 1)  в   2)  в      3)  б      4)   а       5)   а.

Обобщение по тесту.

Каждый расставляет оценки в оценочный лист за теорию.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

У каждого из нас в пенале есть очень интересный инструмент, который именовали на Руси как «правильца». В 1812 году эта загадочная вещь, попала к нам в Россию как военный трофей, после существенных изменений, которые были сделаны французскими учеными. Как вы думаете, что же это за инструмент, который сегодня стал обычной вещью, которая используется во многих сферах жизни человека. Вещь которая, лежит у вас в пеналах.
Конечно же это линейка. Скажите, а для чего нам нужна линейка? (измерять). А что мы можем измерять при помощи линейки (расстояния). В каких же единицах измеряются расстояния  (в миллиметрах, сантиметрах, метрах, километрах).
Слайд 8. С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать время, взвешивать различные тела. И в каждой стране были приняты свои единицы измерения. Кроме измерения длины, времени и  массы, современному человеку приходится измерять и информацию.
Итак тема урока – «Единицы измерения информации» (слайд 9)
Запишем в тетрадь число и тему.
Сформулируйте какая же цель нашего урока?

 – познакомиться с единицами измерения информации
– научиться находить объем информации

4. Изучение нового материала

А для того, чтобы узнать, что принимают за минимальную единицу измерения информации нам нужно разгадать ребус.

Слайд 10.

Посмотрите на экран.

‘’’ гриб   ’кот о = и (БИТ)

БИТ – это и есть единица измерения информации.

Бит – (англ . bit, от binary – двоичный и digit – знак). Один разряд двоичного кода (двоичная цифра). Может принимать только два взаимоисключающих значения: да/нет, 1/0, включено/выключено. Именно двоичная знаковая система используется в компьютере,

1 бит – это минимальная (самая маленькая) единица измерения информации.

Запишем это в тетрадь.

В одном бите содержится очень мало информации. Измерять информацию в битах очень неудобно — числа получаются огромные. Ведь не измеряют же массу автомобиля в граммах.
Например, если представить объем флешки в 4Гб в битах мы получим 34 359 738 368 бит. Представьте, пришли вы в компьютерный магазин и просите продавца дать вам флешку объемом 34 359 738 368 бит. Вряд ли он вас поймет 
Поэтому в информатике и в жизни используются производные от бита единицы измерения информации. 

– А какая единица измерения информации следует за ней? (Слайд 11)

1 ученик работает у доски (на доске на магниты прикреплены буквы) (Слайд 12)

Из букв составь слово БИТ.
Вставьте букву Н после И
– Замените И на А
Замените Н на Й
Что получилось? (БАЙТ)

Следующей по порядку единицей информации является 8 бит, или один байт.

Слайд 13

1 байт = 8 бит

Запишем это в тетрадь.

Слайд 14

Давайте определим информационный объем сообщения «ИНФОРМАЦИЯ» В битах.

Слайд 8

Напоминаю, что 1 символ равен 8 битам. Сколько байт в сообщении? (10)

  • А сколько это бит? Если мы знаем, что 1 символ равен 8 битам.
  • Как найдём сколько бит в 10 байтах? (10 * 8 = 80 бит)

Давайте переведём биты в байты. (80 : 8 = 10 байт)

– Как вы думаете, существуют ли еще более крупные единицы измерения информации?

Информационная минутка (Слайды 15-16-17)

«О больших единицах измерения»

Действительно, бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб, на этом линейка единиц измерения информации не заканчивается. Следующая за Тб идет единица измерения Петабайт = 1024 Тбайт, затем идет Эксабайт = 1024 Петабайт, затем Зеттабайт = 1024 Петабайт и заканчивается Йоттабайт = 1024 Зеттабайт.
Поговорим о самой большой единице измерения информации – Йоттабайте. Практического применения данная единица пока что не имеет. И вряд ли будет иметь в обозримом будущем. При современной плотности записи (1 Гбайт в 1 см?) флешка на 1 Йоттабайт была бы примерно такого же размера, как одна из больших пирамид Египта. А диск на 1 Йоттабайт вообще не мог бы работать, потому что разлетелся бы на кусочки под действием центробежной силы.

1 Б (байт) = 8 бит
1 Кб (Килобайт) = 1024 байт
1 Мб (Мегабайт) = 1024 Килобайт
1 Гб (Гигабайт) = 1024 Мегабайт
1 Тб (Терабайт) = 1024 Гигабайт
1 Пб (Петабайт) = 1024 Терабайт
1 Эксабайт = 1024 Петабайт
1 Зеттабайт = 1024 Эксабайт
1 Йоттабайт = 1024 Зеттабайт

5. Физминутка

Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся,
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем –
И работать мы начнём

Перевод из крупных единиц в мелкие (Слайд 18)
Перевод из мелких единиц в крупные

6. Решение задач (Слайд 19)

Каждая страница учебника содержит чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Учебник состоит из 176 страниц. Определите информационный объем учебника – Информатика 6 класс. Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.

На каждой странице вашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке — примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, — 422 400 байтов информации.
Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. Получим: 422 400 байт ? 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт?0,4 Мбайт.

7. Домашнее задание (слайд 20)

1. Найдите информационный объем, который несет в себе ваши ФИО – обязательное для всех Д/з

2. Задание по вариантам

В-1. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.

20Кбайт = …байт                              64 Кбайт = …Мбайт
12 бит = …байт                                9 байт = …бита.
Ответ  20480 байт, 1,5 байт,           0,0625 Мбайт,           72 бита

В-2 Переведите из одних единиц измерения информации в другие.

64 бит = …байт                                            28 Кбайт = …Мбайт
10Кбайт = …байт                                        10байт = …бит.
Ответ 8 байт, 10240 байт,                            0,125 Мбайт,   80 бит.)

3. Сочините сказку о единицах измерения информации (4 чел) – творческое Д/з.

8. Практическая работа

Маркированные списки

Задание 1

1) Откройте текстовый процессор MS Word и наберите текст:

Единицы информации:

2) Перейдите на новую строку. Щелкните на кнопке Маркеры  и наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter}):

  • бит;
  • байт;
  • килобайт;
  • мегабайт;
  • гигабайт;
  • терабайт;
  • петабайт;
  • эксабайт;
  • зеттабайт;
  • йоттабайт.

3) Отмените продолжение списка, два раза нажав клавишу {Enter}.

4) Отформатируйте заголовок маркированного списка, придав ему полужирное начертание.

5) Выделите весь маркированный список (кроме заголовка), щелкните на кнопке Нумерация и проследите за изменениями, произошедшими со списком. Верните списку первоначальный вид.

6) Сохраните файл в собственной папке под именем Информация и закройте программу.

Дополнительное задание

  • Откройте текстовый процессор MS Word.
  • Наберите текст: Символ в компьютере – это любая буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный символ.

По своему усмотрению оформите имеющийся текст в виде маркированного списка. Сохраните файл в собственной папке под именем «Символ» и закройте программу.

9. Рефлексия

Оформляем лестницу успеха.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то на среднюю ступеньку.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте на нижнюю ступеньку.

Выставление отметок, оценивание

Оценочный лист

Фамилия, имя________________________________________

Тест Практическая работа Итого