В настоящее время проблемы специального
образования являются самыми актуальными, в
связи с ростом числа детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Образование всех категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них специальной
коррекционно-развивающей среды, социальную
адаптацию.
В Конституции РФ и Федеральном законе «Об
образовании» сказано, что дети с проблемами в
развитии имеют равные со всеми права на
образование, поэтому в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях
ввели дополнительно предметы естественного
направления, такие как физика и химия. Но рабочих
программ и методических пособий по данному
направлению не разработано, обычно учебные
материалы рассчитаны на учеников без особых
проблем обучения.
Каждый ребенок, не зависимо от уровня
развития, должен быть «экологически»
грамотным. В связи с этим предлагаем разработку
урока по теме: «Состав воздуха. Кислород» для
учащихся 9 класса (Приложение 1.
Слайд 1).
Цель урока: формирование у школьников представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе; целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности на уроке.
Задачи урока:
- Образовательные:
- изучить состав воздуха;
- изучить свойства кислорода;
- рассмотреть роль кислорода в природе;
- обсудить проблемы окружающей среды.
- Развивающие:
- развивать умения и навыки пользования периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
- активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью эксперимента и обобщения увиденного;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету химия.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать у детей культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок сопровождается демонстрационными опытами.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- лабораторное оборудование, прибор для демонстрации состава воздуха;
- химические реактивы, свеча, вода.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый, демонстрационный, информационный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Вводное слово учителя (ознакомление с темой, целями, задачами урока).
Учитель: сегодня мы посвятим наш урок очень важной теме «Состав воздуха. Кислород».
2. Актуализация знаний
Когда мы появляемся на свет, первое, что мы
делаем, – это вдох. Жизнь человека полностью
зависит от дыхания, от воздуха. В сутки человеку
необходимо не менее 12 кг воздуха (в 8 раз больше,
чем воды, и в 12 раз больше, чем пищи).
Без воздуха невозможна жизнь не только
человека, но и всех живых организмов. Без пищи
человек может прожить 30 дней, без воды – 10 дней, а
без воздуха – считанные минуты.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Для определения состава воздуха
проведем эксперимент:
Возьмем стеклянный цилиндр. Что находится в
цилиндре? Конечно – он не пустой, в нем находится
воздух. В чашку с водой опустим поплавок с
закрепленной на нем свечой и зажжем ее.
Накроем поплавок с горящей свечой стеклянным
сосудом. Что наблюдаем?
Проблема: почему свеча потухла, а уровень воды поднялся на 1/5 часть цилиндра?
Объяснение: Свеча горела, потому что в цилиндре, заполненным воздухом, находился газ кислород, который поддерживал горение. Горение свечи прекратилось, как только израсходовался в стакане кислород, а вода заняла объем, равный объему израсходованного на горение кислорода, который занимает 1/5 часть, т.е. объемная доля его в воздухе составляет 21%.
4. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: расскажите, какое вы интересное сообщение приготовили об открытии состава воздуха.
Сообщение ученика: В 1774 г. английский химик Джозеф Пристли нагревал оксид ртути (II), направляя на него солнечные лучи с помощью увеличительного стекла. Ученый получил газ, который считал воздухом, он обнаружил, что свеча в нем горит ярким пламенем. Пристли взял два сосуда и поместил мышей, в один, заполненный обыкновенным воздухом, в другой, заполненный полученным газом. В первом сосуде мышь быстро задохнулась, а во втором сосуде, мышь хорошо себя чувствовала и была активной. Пристли попробовал подышать полученным газом – кислородом, этим газом дышится легко, как в горной местности с чистым воздухом.
Учитель: Кислород открыли, и почти одновременно получили два ученых XVIII века – Джозеф Пристли и шведский химик Карл Вильгельм Шееле (1771 г.), но назвал этот газ кислород – oxygeniym («рождающий кислоты») французский химик Антуан Лавуазье в 1775году. Еще в 1750 году русский ученый М.В. Ломоносов, говорил, что воздух – это смесь газов. Ученые, изучая состав воздуха, определили (Слайд 2):
Постоянный состав воздуха:
Азот – 78% («безжизненный» газ);
Кислород – 21% (поддерживает горение и дыхание);
Инертные газы (расположены в 8 группе
главной подгруппе периодической системы) – 0,94%.
Переменный состав воздуха: Пары воды, углекислый газ, озон – 0,03%.
К составным частям воздуха относят и случайные
части, такие, как: пыль, различные газы,
образующиеся при сжигании мусора, в результате
работы промышленных предприятий и
транспорта.
Человек может дышать и не очень чистым
воздухом – такого воздуха достаточно, чтобы
жить. Но вот чтобы быть здоровым и прожить долгую
жизнь, такого воздуха недостаточно. Для этого
нужен свежий воздух, насыщенный кислородом.
Поработаем с учебником и Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Любой химический элемент будем изучать по определенному плану, разграничивая понятия: химический элемент и простое вещество. Используя выданный план характеристики химического элемента, каждый поработает на доске и в тетради (план также дублируется на экране мультимедийным проектором Слайды 3,4).
5. Этап применения полученных знаний и способов действий
План характеристики химического элемента.
- Кислород – химический элемент.
- Химический знак.
- Относительная атомная масса.
- Порядковый номер элемента.
- Номер периода.
- Номер группы.
- Валентность в соединении.
- Кислород – простое вещество.
- Химическая формула.
- Относительная молекулярная масса.
- Способы получения в лаборатории
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Применение.
В лаборатории кислород получают разложением воды под действием электрического тока.
электролиз
2H2O ––> 2H2 + O2
Достаточно чистый кислород получают при разложении пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца (IV) (Слайд 5).
MnO2
2H2O2 ––> 2H2O + O2
В прошлом году вы изучали способ получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании:
t
2KMnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2
Перечислите важнейшие физические свойства кислорода.
Ученики: Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, плохо растворимый в воде.
Учитель: Кислород взаимодействует со
многими простыми веществами, кроме галогенов,
золота и платиновых металлов. Попробуйте
написать уравнения химических реакций,
пользуясь периодической системой химических
элементов Д.И. Менделеева.
Для проверки правильности написания химических
свойств кислорода воспользуемся следующим
слайдом (Слайд 6):
Взаимодействие кислорода с простыми веществами
Кислород взаимодействует с металлами и
неметаллами с образованием оксидов и выделением
большого количества тепла (реакции горения).
2Zn + O2 ––> 2ZnO;
S + O2 ––> SO2;
Взаимодействие кислорода с азотом протекает обратимо при температуре 1200оС и с поглощением тепла.
N2 + O2 ––> 2NO
Кислород окисляет не только простые вещества,
но и сложные с образованием оксидов элементов из
которых они состоят:
Взаимодействие кислорода со сложными веществами
2H2S + 3O2 ––> 2SO2 + 2H2O;
CH4 + 2O2 ––> CO2 + 2H2O (Слайд 7).
6. Этап обобщения и систематизации знаний
Кислород – самый распространенный химический элемент на Земле. Кислород можно собрать методом вытеснения воды, в которой он плохо растворяется, и методом вытеснения воздуха, т.к. он тяжелее воздуха. Содержание кислорода на Земле сохраняется благодаря жизнедеятельности зеленых растений, в процессе фотосинтеза. Вспомните, в чем его сущность?
Ученики: Растения поглощают на свету углекислый газ из воздуха и воду корнями из почвы, и выделяют кислород.
Учитель: Кислород участвует в процессах медленного окисления различных веществ, протекающих при обычной температуре. В нашем организме источником энергии, за счет которой мы живем, является процесс медленного окисления пищи. Нехваткой кислорода в организме чаще всего объясняется наша усталость. Чтобы организм получал достаточное количество кислорода необходимо соблюдать личную гигиену, носить одежду из натуральных тканей, проветривать помещение, чаще бывать на свежем воздухе и делать зарядку. Мы тоже немного отдохнем и сделаем небольшую динамическую паузу.
Учитель: Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую среду, особенно на атмосферу.
Поработаем по группам (первый ряд), используя стикеры, закрепят на доске листы с изображением загрязнения воздуха, а вторая группа (второй ряд) напротив поместят листы с изображением средств борьбы с загрязнениями воздуха.
К основным средствам борьбы с загрязнением воздуха можно отнести:
- применение экологически чистого топлива (например – замена угля и мазута для теплоэлектростанций газом);
- замена бензина, загрязняющего воздух на водород;
- внедрение ветровых электростанций;
- установка очистных сооружений;
- озеленение городов и поселков, особенно промышленных зон.
7. Этап подведения итогов урока
– Чем сегодня на уроке мы занимались?
– О каком важном газообразном веществе идет речь
в этом четверостишие:
Он всюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
Ученики: это кислород.
Учитель: действительно кислород –
- вездесущий (из него состоит не только воздух, вода и земля, но и все живые организмы);
- всемогущий (так как мы им дышим, а дыхание это – жизнь);
- невидимый (при обычных условиях кислород бесцветен).
В качестве домашнего задания, вы приготовите небольшие сообщения по теме: Основные последствия загрязнения атмосферы:
- Парниковый эффект.
- Кислотные дожди.
- Озоновые дыры в атмосфере.
- Смог.
(Оценки за урок).