Примечание: В данной статье дается не конспект мероприятия, а его возможные структурные компоненты. Длительность мероприятия, количество занятий, содержание заданий определяются на основании выявленных затруднений педагогов в области математического образования дошкольников.
Ведущий: Нужна ли современному человеку математика? Для чего она нужна? Приведите примеры. Ответивший «ладошкой по ладошке» передает эстафету для ответа любому другому воспитателю. Этот прием рекомендуем использовать в работе с детьми в целях их активизации. Назовите профессии, в которых математика не нужна. (Таких нет).
Таким образом, вы сами доказали актуальность нашего практикума. Для предметного разговора нам необходимо утвердиться, с какого возраста начинается математическое образование ребенка? Почему так думаете? Обоснуйте свое утверждение. Выслушиваются все возможные предположения. (Обобщение ответов ведущим: предпосылки математического образования наблюдаются с первых дней жизни ребенка, когда мама разговаривает с ребенком («вырастешь большой-большой», «левую ручку вымоем, потом – правую» и т.п.), поет малышу колыбельные, читает потешки и т.п.)
Разминка: с введением ФГОС многие задаются вопросом, в какой форме осуществлять математическое образование дошкольников: в форме занятий или в форме непосредственно образовательной деятельности? Что про это говорится в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155?
Задание: Один из принципов стандарта (п. 1.4.3.) - «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». Согласно этому принципу проанализируйте задачи познавательной деятельности (математика) на их соответствие ФГОС. Укажите в таблице стрелками соответствие (←) или несоответствие (→) перечисленных задач формирования элементарных математических представлений федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Обоснуйте свой выбор.
Соответствует ФГОС | Задачи ← или → |
Не соответствует ФГОС |
Закреплять умение называть части суток (день – ночь, утро – вечер), последовательность дней в неделе | ||
Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность | ||
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету | ||
Способствовать развитию поисковой деятельности при сравнении величины предмета | ||
Побуждать устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества | ||
Учить определять расположение предметов по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко) | ||
Приобщать к совместной со сверстниками исследовательской деятельности при сравнении величин | ||
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). | ||
Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность | ||
Учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы | ||
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко |
Ведущий: В раннем возрасте детям необходимо многократное обследование разных предметов по одному и тому же признаку, многократное проговаривание речевых комбинаций с называнием этого признака. Следовательно, воспитатель должен ежедневно показывать один и тот же признак каждый раз на новых предметах окружающего мира, в новых ситуациях. Условимся, что в учебном году тридцать шесть 5-дневных рабочих недель. Значит, воспитатель должен иметь в своем арсенале в среднем 210 примеров на осваиваемый детьми признак (качество) предмета.
Задание: в раннем возрасте дети постигают такие признаки предметов окружающего мира, как «большой – маленький». Приведите примеры ознакомления детей раннего возраста с величиной из непосредственного предметного окружения малышей. (У мамы большие перчатки, а у детей – маленькие; у папы большие ботинки, а у детей – маленькие; у воспитателя большой стул, а у детей – маленькие стульчики; у детей большие тарелки, а у куклы – маленькие тарелочки; матрешка – большая, а в ней матрешка - маленькая и т.д.). Активизировать участников можно с помощью эстафетной палочки.
Задание (аналогично предыдущему): Приведите примеры формирования у детей раннего возраста понятий «Один – много» из непосредственного предметного окружения малышей
Задание: Приведите примеры интегрирования познавательной и продуктивной деятельности на примере математики («один – много») ирисования. (Звезды в небе (Рис. 1), салют, дождь, снег идет, огоньки на елочке, листопад, одуванчики в траве, зернышки птичкам и т.п.). Воспитатель заранее готовит основное изображение. Дети тычком или пальчиком дополняют рисунок, проговаривая вместе со взрослым: «Одна звезда, еще одна звезда, … много звезд».
Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом наложения. (Чтобы узнать, чего больше – мишек или машинок, надо в каждую машинку посадить по одному мишке; на каждую тарелочку положить одну ложку (поставить одну чашку); в каждое ведерко положить по одному совочку, на каждый стульчик сесть по одному ребенку и т.д.).
Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом приложения. (Чтобы узнать, чего больше – кукол или тарелочек, надо перед каждой куклой положить по одной тарелочке; каждому ребенку дадим по яблоку и т.д.). Прием активизации участников: победит тот, кто последним привел пример.
Ведущий: Существуют дидактические принципы подбора демонстрационного и раздаточного материала, основанные на физиологических и психологических особенностях каждого возраста.
Задание: На какой форме (Рис. 2) начнем формировать умения выкладывать предметы во 2-й младшей группе? Почему?
(На полосе, т.к. эта форма помогает детям выкладывать предметы строго в одну линию, не отвлекает детей от важных правил выкладывания предметов слева направо, оставляя «окошечки» между ними)
Задание: С каких форм раздаточного материала (Рис. 3) начнем формировать умения выкладывать предметы на полосе во 2-й младшей группе? Почему?
(С изображения предметов, имеющих округлый силуэт, например, мячи, а затем с кругов, потому что круглую форму как ни положи, она ляжет правильно)
Ведущий: В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений.
Задание: Назовите игры, материалы и оборудование, способствующие математическому образованию младших дошкольников.
(Печатки, трафареты, шаблоны; природный и бросовый материал; настольно – печатные игры; наборы разрезных картинок, пазлы; разнообразные пластмассовые конструкторы; мозаики; игры – вкладыши; полифункциональные панно по темам; игры на ознакомление с цветом, формой, величиной и т.п.)
Ведущий: Работа по математическому образованию дошкольников содержит огромный потенциал для развития речи. Важно увести детей от однообразных речевых стереотипов, дать им множество образцов грамотной речи, показать разнообразные речевые конструкции «вопрос – ответ». Сначала это короткие вопросы из двух слов. Соответственно, и ответы будут из двух слов. Постепенно конструкция вопросов увеличивается, соответственно, увеличивается и речевая конструкция ответов.
Задание: Сформулируйте по карточкам (Рис. 4, 5) вопросы к детям 2-й младшей группы и ответы к ним по-разному. С целью активизации педагогов их можно разделить на две команды. Каждая команда задает вопросы по карточке, а соперники отвечают. Побеждает команда, давшая больше вариантов вопросов и ответов.
Варианты вопросов | Варианты ответов |
Чего больше? | Белочек больше |
Чего меньше? | Грибов меньше |
Что можно сказать о белочках? | Белочек больше, чем грибов |
Как сказать по-другому? | Белочек больше, а грибов меньше |
Что можно сказать о грибах? | Грибов меньше, чем белочек Грибов меньше, а белочек больше |
Что можно сказать о белочках и грибах? | Их не поровну |
На сколько белочек больше, чем грибов? | Белочек больше грибов на одну |
На сколько грибов меньше, чем белочек? | Грибов меньше белочек на один |
Почему белочек больше, чем грибов? | Одной белочке не хватает одного гриба |
Варианты вопросов | Варианты ответов |
Что можно сказать о белочках и грибах? | Их поровну. Белочек и грибов поровну |
Как сказать по-другому? | Сколько белочек, столько грибов. Сколько грибов, столько белочек. Белочек столько же, сколько грибов. Грибов столько же, сколько белочек. |
Чего больше, белочек или грибов? | Их поровну. |
На сколько белочек больше, чем грибов? | Их поровну. |
Ведущий: Развитие речи тесно связано с познавательным развитием. Активизации речи детей способствует прием «Скажи по-другому»
Задание: Где находится круг? (Рис. 6). Скажите по-другому.
(Круг находится (расположен, лежит) в центре листа; в середине листа; под красным треугольником; над желтым треугольником; справа от синего треугольника; слева от зеленого треугольника; между красным и желтым треугольниками; между синим и зеленым треугольниками)
Задание: Прочитайте примеры: 5+1=6; 6-1=5. Прочитайте эти примеры по-другому.
(Пять плюс один равно шести. К пяти добавить один получится шесть. Пять увеличить на один будет шесть. Шесть минус один равно пяти. От шести отнять один получится пять. Шесть уменьшить на один будет пять.)
Ведущий: В математике каждое действие имеет обратное – проверочное – действие. Этот принцип учитывается при делении целого на части.
Задание: С какой фигуры (Рис.7) начинаем делить целое на две равные части? Почему?
(Начинаем с круга, потому что круг делится на две равные части одним единственным способом, при обратном (проверочном) действии – собрать из частей целое – только круг дает один единственный изначальный вариант).
Ведущий: В работе с детьми старшего дошкольного возраста актуальны математические разминки.
Задание: Назовите задания на уточнение представлений о смежных числах
(Назови пропущенное число; Назови число между числами; Назови соседей числа; Назови предыдущее число; Назови последующее число; Назови число на 1 больше; Назови число на 1 меньше и т.п.)
Ведущий: В конце любого занятия уместны занимательные логические задания.
Задание: Угадайте сказку (Рис. 8). Докажите.
(Сказка «Три поросенка) Составьте свои схемы по известным сказкам «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.