Данное родительское собрание проводилось в 1-м классе, где обучаются дети по УМК ОС «Школа 2100». Собрание проводится в конце сентября – начале октября. Родители данного класса присутствовали на конференции, где администрация школы знакомила с ФГОС НОО и УМК ОС по которым будут обучаться дети. Опыт многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении. Поэтому собрание организовано таким образом, что родители рассаживаются в группы. Используя приём «деловой игры», Учитель создаёт проблемную ситуацию и организует групповую работу, в результате которой вводится понятие «системно-деятельностного подхода». Далее обсуждается вопрос о проблемах адаптации ребёнка к школе. Для постановки проблемы по адаптации детей к новым социальным условиям используется такой педагогический приём как «Дерево проблем». В микрогруппах происходит обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Родителям в группах предлагается решить педагогические ситуации с последующим комментарием. К собранию учитель готовит листочки, на которых написаны предложения, в которых рассказывается о том, что педагог, увидела в ребёнке за это время, на что хочет обратить внимание родителей. Затем, с помощью общего голосования выбирается родительский комитет. Далее обсуждается решение родительского собрания.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу особенностей построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников, через включение в деловую игру, способствующую сплочению родительского коллектива.
Задачи:
- в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
- дать представление о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня), отсутствием организации домашних занятий;
- совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей;
- способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников; сплочение коллектива родителей
- создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;
- показать родителям важную сущность ученического портфолио, как средства оценивания учащихся.
Оборудование: приглашение родителям; чистые листы – по количеству участников собрания; листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп; наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп; клей-карандаш – по количеству групп; плакат “Дерево проблем” (рисунок дерева); кленовые листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные; плакаты трех цветов (формат А4): красный — “Недостаточное развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление)”, желтый — “Отсутствие организации учебной деятельности (режим дня в будни и выходные)”, зеленый — “Отсутствие организации домашних занятий”; листы А3, А4 на каждом столе; фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы; бланки для выполнения экспресс – тестирования, простые карандаши. Памятки для родителей; презентация для организации самоконтроля и самооценки деятельности по итогам работы групп.
Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп).
Участники: классный руководитель, родители первоклассников.
Подготовительная работа:
- Предварительное анкетирование детей
- Разучивание с детьми стихотворения.
- Оформление приглашений родителям на собрание. (Приложение 1)
Ход мероприятия
План:
- Организационная часть.
- Создание проблемной ситуации и организация групповой работы.
- Вступление
- Деление на группы.
- Работа в группах.
- Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Введение понятия «системно – деятельностный подход»
- Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе
- Вступление.
- Работа в группах (создание “Дерева проблем”)
- Подведение итогов работы групп
- Работа в группах (создание “Школы без проблем”)
- Подведение итогов работы в группе.
- Анкетирование.
- Решение педагогических ситуаций родителями с последующим комментарием.
- Заключение Подведение итогов собрания: обратная связь.
- Выбор актива родителей.
- Решение родительского собрания.
- Выступление детей.
I. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно. Предлагаю Вам на листочках написать, что Вы ждёте от сегодняшней встречи и чего опасаетесь. Свои «ожидания» предлагаю прикрепить к зелёному дому, а «опасения» – к красному
На конференции заместитель директора познакомила вас с основными направлениями ФОГС НОО. Напомню вам, что под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.
II. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы.
1. Вступление.
– Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас после выступления директора на общешкольном родительском собрании, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами.
( вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? каким станет ребёнок к концу обучения? не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? сохранится ли то лучшее, что было в прежнем образовании? и т.д.)
– Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению.
– Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы, мысленно и в разговорах с близкими высказывал свои запросы, потребности, пожелания. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)
– Действительно, каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. А вместе с тем в такую ситуацию вы часто попадали, когда учились в школе, и никому из нас не хотелось бы, чтобы подобные эмоции испытывал ребёнок на уроках. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.
2. Деление на группы.
Для дальнейшей работы разделимся на три группы. У Вас на парте лежат кружки красного, желтого, зеленого цвета. В зависимости от этого Прошу сесть за столы по своим группам.
В этом составе вы будете работать на протяжении всего собрания.
3. Работа в группах.
Каждая группа получает слова-качества:
УМНЫЙ ДОБРЫЙ ПОСЛУШНЫЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ СТАРАТЕЛЬНЫЙ АКТИВНЫЙ ЗДОРОВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ УВАЖАЕТ ВЗРОСЛЫХ ВЕЖЛИВЫЙ ВОСПИТАННЫЙ ПАТРИОТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми по-вашему должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы? (родители выполняют задание в группах)
– Время закончилось. Попрошу вас представить свои работы.
(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)
4. Соотнесение результатов работы групп с образцом
– Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, открою секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Ведь стандарт – это социальная норма, реализующая общественный договор между обществом, государством и семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: (Приложение 2)(выясняем, что ваши предположения во многом совпадают)
– Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.
5. Введение понятия «системно-деятельностный подход»
– То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основе нового стандарта :
Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы. Какие плюсы даёт такое обучение?
Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.
Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.
Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.
Таким образом, сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В результате обучения главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.(демонстрация фрагмента урока)
III. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе.
1. Вступление.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Приспособление к новым условиям– огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Я стараюсь сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым. Поэтому на этом этапе постаралась познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества – учениками 1/4 класса.
Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
2. Работа в группах (создание “Дерева проблем”)
(Приложение 3)
3. Подведение итогов работы групп
А теперь посмотрим на наше дерево. Итак, как мы видим: если у ребенка достаточно развита познавательная сфера, то есть устойчивое внимание, хорошая память, мышление; если дома у него четко выстроен режим дня, время домашних занятий — то проблем с учебой у него будет меньше. Эти показатели и являются фундаментом успешной учебной деятельности.
4. Работа в группах (создание “Школы без проблем”)
(Приложение 4)
5. Подведение итогов работы в группе.
Как вам жилось в сказочной стране без школьных проблем? Теоретически у вас все получилось. Теперь наша задача — попробовать создать у себя такую страну, чтобы вашим детям жилось в ней без проблем. Думается, что это родительское собрание вам поможет. Нужно только постараться.
6. Анкетирование.
В этом году вы вместе со своими малышами переступили порог нашей школы и влились в нашу дружную семью. А насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.
Прошу вас ответить на вопросы анкеты: (Приложение 5)
- Сравните свои ответы с ответами детей.
- Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо вы знаете своих детей.
С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации семилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.
7. Решение педагогических ситуаций родителями с последующим комментарием.
Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребенка и дают только отрицательную оценку его действиям.
Правы ли родители?
Как поступили бы вы в этой ситуации?
Родители высказывают свое мнение в группе
Выступление групп.
- Мнение психолога.
В шесть-семь лет у ребенка в результате оценки взрослых складывается мнение о себе. Если преобладают отрицательные оценки, то у ребенка может сформироваться отрицательная самооценка. Как утверждает Бартон Д. Шмитт, врач, автор книги «Здоровье вашего ребенка»: «Для поддержания здорового баланса ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви».
Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, поцеловать, погладить по голове).
IV. Заключение и подведение итогов собрания: обратная связь.
«ХЛОПОК» (Приложение 7)
Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети.
Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как педагог, увидела в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.
Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.
Предлагаю ответить на вопросы (можно в форме анкеты):
- Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
- Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
- Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)
Я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок”(Приложение 8)
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
А сейчас я попрошу Вас снять сбывшиеся «ожидания» и несбывшиеся «опасения», оставляя наглядными несбывшиеся «ожидания» и оставшиеся «опасения».
«ЛАДОШКА» На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса. Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера. Свой листок нужно подписать.
V. Выбор актива родителей.
В конце нашего собрания хочу спросить, кто готов взять на себя работу в активе.
VI. Решение родительского собрания.
- постановили принять к сведению информацию о введении ФГОС второго поколения в начальной школе;
- Утвердить состав родительского комитета.
Классный руководитель 1/4 класса
Секретарь собрания: ___________________
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.(Приложение 9)
VII. Выступление детей.
Входят дети, которые во время собрания в соседнем кабинете делают сердечко из оригами с педагогом дополнительного образования.
Дети рассказывают стихотворение. (Приложение 10)
Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Звучит музыка. Дети под музыку дарят родителям свои подарки.(Приложение 11)
Список использованной литературы:
- Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, – М., 1988.
- Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, – М., 1987.
- Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. – Донецк: БАО, 1998.
- Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.
- Дереклеева Н.И.Новые родительские собрания: 1 -4 классы.– М.: ВАКО, 2008. (Педагогика. Психология. Управление.)