Цели урока:
- повторить знания о нумерации чисел в пределах класса миллионов;
- рассмотреть случаи образования сотен миллионов; уметь считать и записывать данные числа;
- обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться читать и называть многозначные числа.
- развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: Учебник «Математика» 4 кл. (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, Кормишина); презентация по теме (у автора), карточки с заданиями разного цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке математики мы попытаемся быть исследователями, хоть это и очень сложно. Но математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и открывает для себя окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо увлечься и полюбить её. Сделайте хоть малую часть того, что сделали великие математики, и мир навсегда останется благодарным вам.
А начнём мы с разминки, чтобы привести мысли в порядок и окончательно проснуться.
II. Мозговой штурм.
1)
- 3 человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)
- Горело 5 свечей. 2 из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи.)
- Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно то же расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 минут.)
- Когда журавль стоит на одной ноге, то весит три килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги. (Три килограмма.)
- Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько бы денег нашел один из мальчиков, если бы шел в одиночку? (Три рубля.)
- Длина бревна пять метров. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено все бревно? (За четыре минуты.)
- В автобусе ехали 50 человек. На остановке 7 человек вошли, 3 вышли. На следующей – вышел 1, а вошли 4; на следующей – вышли 15, вошли 2. Ну, сосчитали? А теперь кто мне ответит: сколько остановок сделал автобус? (3 остановки.)
- 10 морковок весят 600 г, 8 свёкол весят 2 кг, 4 репы – 1,5 кг. Сколько весит 1 кг селедки? (1 кг.)
Молодцы! А теперь поработайте в группе. Не забывайте о правилах работы в группе.
2) Работа в группах (Приложение 2)
Возьмите жёлтую карточку.
А) Докажите правильность высказываний. На слайде и на жёлтой карточке.
- 2480 : 10
- 48 300 : 100
- 52 450 : 100
- 4 584 000 : 10
– Я утверждаю, что все эти выражения – на деление без остатка. Права ли я?
Дети. Чтобы разделить без остатка число на 100, в нем должно быть как минимум два нуля на конце. Третий нельзя решить без остатка.
Б) Исследуя предложения, дополни их подходящие единицы измерения величин:
- Дорога от Майны до Ульяновска равна 75 _______ .
- Кувшин вмещает 3 _______ сока.
- Апельсин весит 80 _______.
- Площадь зала 24 _______ .
Проверка: км, л, г, м2
III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
Итак, у нас сегодня урок-исследование.
Попробуем применить накопленные знания в необычной ситуации, исследуя уже известные нам закономерности.
Чем же мы будем заниматься на уроке?
Исследуя, выполните задания и скажите, какова тема урока.
Работа в группах. На карточках зелёного цвета
А) расположить числа в порядке возрастания и прочитать слово
1459 | 11 | 3 | 456 | 7666 | 13456 | 123 | 59998 |
о | б | о | а | а | н | р | и |
2456 | 13000000 | 487 |
в | е | з |
б) разгадать ребус (сот ы + ен )
в) Исследуй и расшифруй, какое слово нам понадобится для изучения на уроке?
- Единицы — 12
- Тысячи — 4
- Миллионы — 2
Тема: Образование сотен миллионов. (открывается на доске)
Цели урока по-вашему?
– рассмотреть случаи образования сотен миллионов; уметь считать и записывать данные числа
Физминутка для глаз
IV. Открытие нового.
1) Запишем число, классная работа
На доске 42440
2) Что вы можете рассказать о числе 42440? (Натуральное, пятизначное, круглое, четное, записано тремя цифрами, в записи отсутствует разряд единиц, можно записать в виде суммы разрядных слагаемых, соседи числа 42439 и 42441,; 2 класса; 5 разрядов)
Запишите число красиво, не торопясь. На след. строке запишите соседей данного числа 42439 и 42441
Работа в паре (обсудите )
На доске
3) Даны числа: 1132, 1243, 1354, 1465
Найдите закономерность и определите в этом ряду следующее число. (Следующее число —1576, так как в этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 111 или больше на 1 сотню, один десяток, одну единицу.)
4) Прежде чем исследовать материал по теме урока, вспомним, какие исследования уже проводили.
Укажите сколько и какие разрядные единицы содержатся в каждом из данных чисел.
На доске. 10 836, 430 805, 6 217 094
Дети: В числе 10 836 содержится один десяток тысяч, восемь сотен, три десятка, шесть единиц. В числе 430 805 содержится 4 сотни тысяч, 3 десятка тысяч, 8 сотен, 5 единиц. В числе 6 217 094 содержится 6 миллионов, 2 сотни тысяч, 1 десяток тысяч, 7 тысяч, 9 десятков, 4единицы.
Вспомним, как нужно читать многозначные числа.
Прочтите число 389054286
Какие правила чтения многозначных чисел вы должны помнить?
Дети: Разделить число на классы, помня, что в каждом классе три разряда.
Начинать чтение с высшего разряда. После прочтения числа, стоящего в одном классе, надо добавлять название этого класса (кроме названия класса единиц).
Если в классе или разряде стоят нули, то название этого класса или разряда надо опускать.
Запишите число, которое содержит:
783 ед. класса тысяч.
14 ед. III кл., 137 ед. II кл., 14 ед.I кл.
Самопроверка (на доске)
Дети: Семьсот восемьдесят три тысячи.
Четырнадцать миллионов сто тридцать семь тысяч четырнадцать.
Новая тема. Продолжаем исследовать числа.
5) Запиши и назови число, в котором:
- десять десятков единиц; 100
- десять десятков тысяч. 100 000
6) Подумай, как бы ты записал и назвал число, в котором десять десятков миллионов? 100 000 000
7) У тебя получился ответ: 100 000 000 – сто миллионов?
Посчитай сотнями миллионов до девяти и запиши числа.
Открой учебник на стр. 111 №438
8) Проверь свою запись.
100 000 000 | 400 000 000 | 700 000 000 |
200 000 000 | 500 000 000 | 800 000 000 |
300 000 000 | 600 000 000 | 900 000 000 |
9) Запиши и прочитай числа, в которых одинаковое число сотен миллионов, сотен тысяч и сотен единиц. 100100100
Физминутка (музыкальная)
V. Первичное закрепление-применение новых знаний.
Проверим полученные знания. Что мы сегодня образовали? (сотни миллионов)
Выполним индивидуальную работу. Выберите карточки: синяя – для тех, кто полностью уверен в своих силах, красная – те, кто немного сомневается.
Индивидуальные задания.(выполняют в тетрадях) (Приложение 1).
Карточка 1 (красная)
1. Запиши числа:
- триста единиц третьего класса, сто единиц первого класса
- семьсот пять миллионов тридцать шесть тысяч
- три миллиона пятьдесят четыре тысячи пятнадцать
- семьсот восемьдесят единиц третьего класса, шестьсот тридцать единиц второго класса и пятьсот пятьдесят единиц первого класса
- четыреста миллионов два
Карточка 2 (синяя)
1. Запиши соседей для чисел:
- 800000000
- 580000
- 46000100
2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- 2480041
- 1700003
Карточка 3 (красная)
1. Запиши числа:
- восемьсот пятьдесят пять миллионов шесть тысяч десять
- пятьсот шестьдесят восемь единиц третьего класса, семьдесят единиц второго класса и девятьсот единиц первого класса
- девять единиц восьмого разряда, пять единиц седьмого разряда и две единицы четвёртого разряда
- пять миллионов одна тысяча четыреста
- девятьсот единиц третьего класса и восемь единиц второго класса
Карточка 4 (синяя)
1. Запиши соседей для чисел:
- 9800000
- 754010999
- 810000000
2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- 230410000
- 208170
Все остальные в это время выполняют задание
Запишите числа под диктовку.
- семьсот тридцать миллионов пятьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот восемь.
- триста двадцать пять миллионов
- четыреста восемьдесят два миллиона семьсот тысяч
- триста сорок два миллиона четыреста девяносто тысяч шестнадцать
- пять миллионов пять тысяч пять
Взаимопроверка.
VI. Исследовательская работа в группах.
1) решение задачи №439
Прочитайте задачу, обсудите условие, вопрос, данные, искомые. Проведите исследование по способу решения задачи. Почему выбрали данный способ?
1 способ – алгебраическим (уравнением)
Пусть стоимость детского билета х рублей,
тогда стоимость взрослого 3х рублей,
Детских купили 78х
Взрослых билетов купили 16* 3х
Всего заплатили 1260 руб.
согласно этим данным составим и решим уравнение:
78х+3х·16=1 260
78х+48х=1 260
126х=1 260
х=1260:126
х=10 (руб.) – стоимость детского билета.
3·10=30 (руб.) – стоимость взрослого билета.
Ответ: 10 рублей цена детского билета и 30 рублей цена взрослого билета.
2 способ (арифметический) – предложить на дом
1) 78+3·16=78+48=126
2) 1 260:126=10 (руб.) – стоимость детского билета.
3) 10·3=30 (руб.) – стоимость взрослого билета.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше исследование.
- Над чем проводили исследования?
- Что выполнили?
- Что удалось лучше всего?
- Что вызвало трудности?
- За что ты можешь себя сегодня похвалить? А одноклассников?
- Где можешь применить полученные знания от этого урока?
Оцените свою работу и работу своих одноклассников.
Учились сравнивать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу.
Д/З придумайте задания, которые помогают развитию исследовательской деятельности. №440(1,2) – окунитесь в прошлое и исследуйте старинную задачу.