«Образование сотен миллионов. Счет и запись полученных чисел». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • повторить знания о нумерации чисел в пределах класса миллионов;
  • рассмотреть случаи образования сотен миллионов; уметь считать и записывать данные числа;
  • обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться читать и называть многозначные числа.
  • развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, навыки самоконтроля и самоанализа.

Оборудование: Учебник «Математика» 4 кл. (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, Кормишина); презентация по теме (у автора), карточки с заданиями разного цвета. 

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке математики мы попытаемся быть исследователями, хоть это и очень сложно. Но математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и открывает для себя окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо увлечься и полюбить её. Сделайте хоть малую часть того, что сделали великие математики, и мир навсегда останется благодарным вам.

А начнём мы с разминки, чтобы привести мысли в порядок и окончательно проснуться.

II. Мозговой штурм. 

1)

  1. 3 человека ждали поезд 3 часа. Сколь­ко времени ждал каждый? (3 часа.)
  2. Горело 5 свечей. 2 из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи.)
  3. Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно то же расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 минут.)
  4. Когда журавль стоит на одной ноге, то весит три ки­лограмма. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги. (Три килограмма.)
  5. Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько бы денег нашел один из мальчиков, если бы шел в одиночку? (Три рубля.)
  6. Длина бревна пять метров. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено все бревно? (За четыре минуты.)
  7. В автобусе ехали 50 человек. На остановке 7 человек вошли, 3 вышли. На следующей – вышел 1, а вошли 4; на следующей – вышли 15, вошли 2. Ну, сосчитали? А теперь кто мне ответит: сколько остановок сделал автобус? (3 остановки.)
  8. 10 морковок весят 600 г, 8 свёкол весят 2 кг, 4 репы – 1,5 кг. Сколько весит 1 кг селедки? (1 кг.)

Молодцы! А теперь поработайте в группе. Не забывайте о правилах работы в группе.

2) Работа в группах (Приложение 2) 

Возьмите жёлтую карточку.

А) Докажите правильность высказываний. На слайде и на жёлтой карточке.

  • 2480 : 10
  • 48 300 : 100
  • 52 450 : 100
  • 4 584 000 : 10

– Я утверждаю, что все эти выражения – на деление без остатка. Права ли я?

Дети. Чтобы разделить без остатка число на 100, в нем должно быть как минимум два нуля на конце. Третий нельзя решить без остатка. 

Б) Исследуя предложения, дополни их подходящие единицы измерения величин:

  • Дорога от Майны до Ульяновска равна 75 _______ .
  • Кувшин вмещает 3 _______ сока.
  • Апельсин весит 80 _______.
  • Площадь зала 24 _______ .

Проверка: км, л, г, м2

III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

Итак, у нас сегодня урок-исследование.

Попробуем применить накопленные знания в необычной ситуации, исследуя уже известные нам закономерности.

Чем же мы будем заниматься на уроке?

Исследуя, выполните задания и скажите, какова тема урока.

Работа в группах. На карточках зелёного цвета

А) расположить числа в порядке возрастания и прочитать слово

1459 11 3 456 7666 13456 123 59998
о б о а а н р и

2456 13000000 487
в е з

б) разгадать ребус (сот ы + ен ) 

в) Исследуй и расшифруй, какое слово нам понадобится для изучения на уроке?

  • Единицы — 12
  • Тысячи — 4
  • Миллионы — 2

Тема: Образование сотен миллионов. (открывается на доске)

Цели урока по-вашему?

– рассмотреть случаи образования сотен миллионов; уметь считать и записывать данные числа

Физминутка для глаз

IV. Открытие нового.

1) Запишем число, классная работа

На доске 42440

2) Что вы можете рассказать о числе 42440? (Натуральное, пятизначное, круглое, чет­ное, записано тремя цифрами, в записи отсутствует разряд единиц, можно записать в виде суммы разрядных слагаемых, соседи числа 42439 и 42441,; 2 класса; 5 разрядов)

Запишите число красиво, не торопясь. На след. строке запишите соседей данного числа 42439 и 42441

Работа в паре (обсудите )

На доске

3) Даны числа: 1132, 1243, 1354, 1465

Найдите закономерность и определите в этом ряду сле­дующее число. (Следующее число —1576, так как в этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 111 или больше на 1 сотню, один десяток, одну единицу.) 

4) Прежде чем исследовать материал по теме урока, вспомним, какие исследования уже проводили.

Укажите сколько и какие разрядные единицы содержатся в каждом из данных чисел.

На доске. 10 836, 430 805, 6 217 094

Дети: В числе 10 836 содержится один десяток тысяч, восемь сотен, три десятка, шесть единиц. В числе 430 805 содержится 4 сотни тысяч, 3 десятка тысяч, 8 сотен, 5 единиц. В числе 6 217 094 содержится 6 миллионов, 2 сотни тысяч, 1 десяток тысяч, 7 тысяч, 9 десятков, 4единицы.

Вспомним, как нужно читать многозначные числа.

Прочтите число 389054286

Какие правила чтения многозначных чисел вы должны помнить?

Дети: Разделить число на классы, помня, что в каждом классе три разряда.

Начинать чтение с высшего разряда. После прочтения числа, стоящего в одном классе, надо добавлять название этого класса (кроме названия класса единиц).

Если в классе или разряде стоят нули, то название этого класса или разряда надо опускать.

Запишите число, которое содержит:

783 ед. класса тысяч.

14 ед. III кл., 137 ед. II кл., 14 ед.I кл.

Самопроверка (на доске)

Дети: Семьсот восемьдесят три тысячи.

Четырнадцать миллионов сто тридцать семь тысяч четырнадцать.

Новая тема. Продолжаем исследовать числа.

5) Запиши и назови число, в котором:

  • десять десятков единиц; 100
  • десять десятков тысяч. 100 000

6) Подумай, как бы ты записал и назвал число, в котором десять десятков миллионов? 100 000 000

7) У тебя получился ответ: 100 000 000 – сто миллионов?

Посчитай сотнями миллионов до девяти и запи­ши числа.

Открой учебник на стр. 111 №438

8) Проверь свою запись.

100 000 000 400 000 000 700 000 000
200 000 000 500 000 000 800 000 000
300 000 000 600 000 000 900 000 000

9) Запиши и прочитай числа, в которых одинако­вое число сотен миллионов, сотен тысяч и сотен единиц. 100100100

Физминутка (музыкальная)

V. Первичное закрепление-применение новых знаний. 

Проверим полученные знания. Что мы сегодня образовали? (сотни миллионов)

Выполним индивидуальную работу. Выберите карточки: синяя – для тех, кто полностью уверен в своих силах, красная – те, кто немного сомневается. 

Индивидуальные задания.(выполняют в тетрадях) (Приложение 1). 

Карточка 1 (красная)

1. Запиши числа:

  • триста единиц третьего класса, сто единиц первого класса
  • семьсот пять миллионов тридцать шесть тысяч
  • три миллиона пятьдесят четыре тысячи пятнадцать
  • семьсот восемьдесят единиц третьего класса, шестьсот тридцать единиц второго класса и пятьсот пятьдесят единиц первого класса
  • четыреста миллионов два

Карточка 2 (синяя)

1. Запиши соседей для чисел:

  • 800000000
  • 580000
  • 46000100

2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  • 2480041
  • 1700003

Карточка 3 (красная)

1. Запиши числа:

  • восемьсот пятьдесят пять миллионов шесть тысяч десять
  • пятьсот шестьдесят восемь единиц третьего класса, семьдесят единиц второго класса и девятьсот единиц первого класса
  • девять единиц восьмого разряда, пять единиц седьмого разряда и две единицы четвёртого разряда
  • пять миллионов одна тысяча четыреста
  • девятьсот единиц третьего класса и восемь единиц второго класса

Карточка 4 (синяя)

1. Запиши соседей для чисел:

  • 9800000
  • 754010999
  • 810000000

2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых

  • 230410000
  • 208170

Все остальные в это время выполняют задание

Запишите числа под диктовку.

  • семьсот тридцать миллионов пятьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот восемь.
  • триста двадцать пять миллионов
  • четыреста восемьдесят два миллиона семьсот тысяч
  • триста сорок два миллиона четыреста девяносто тысяч шестнадцать
  • пять миллионов пять тысяч пять

Взаимопроверка.

VI.  Исследовательская работа в группах.

1) решение задачи №439 

Прочитайте задачу, обсудите условие, вопрос, данные, искомые. Проведите исследование по способу решения задачи. Почему выбрали данный способ?

1 способ – алгебраическим (уравнением)

Пусть стоимость детского билета х рублей,
тогда стоимость взрослого  рублей,
Детских купили 78х
Взрослых билетов купили 16* 3х
Всего заплатили 1260 руб.
согласно этим данным составим и решим уравнение:
78х+3х·16=1 260
78х+48х=1 260
126х=1 260
х=1260:126
х=10 (руб.) – стоимость детского билета.
3·10=30 (руб.) – стоимость взрослого билета. 

Ответ: 10 рублей цена детского билета и 30 рублей цена взрослого билета.

2 способ (арифметический) – предложить на дом 

1) 78+3·16=78+48=126
2) 1 260:126=10 (руб.) – стоимость детского билета.
3) 10·3=30 (руб.) – стоимость взрослого билета. 

VII. Итог урока. Рефлексия.

Вот и закончилось наше исследование.

  • Над чем проводили исследования?
  • Что выполнили?
  • Что удалось лучше всего?
  • Что вызвало трудности?
  • За что ты можешь себя сегодня похвалить? А одноклассников?
  • Где можешь применить полученные знания от этого урока?

Оцените свою работу и работу своих одноклассников.

Учились сравнивать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу.

Д/З придумайте задания, которые помогают развитию исследовательской деятельности. №440(1,2) – окунитесь в прошлое и исследуйте старинную задачу.

Приложения