Обобщение и систематизация знаний по теме «Четырехугольники»

Разделы: Математика


Цели урока:

  • привести в систему теоретические знания по теме «Четырехугольники», закрепить
  • навыки решения задач, развивать логическое мышление,
  • определить сферы практического применения знаний по теме, вырабатывать
  • коммуникативные навыки, прививать чувство коллективизм.

Оборудование: ребусы, таблицы, раздаточный материал для групп учащихся.

Ход урока

1 Устная работа.

Какая фигура лишняя? Какое слово лишнее?

Разгадываем ребусы – это названия наших команд (Приложение 1)

2. Определение темы и цели урока.

3. Теоретическая самостоятельная работа по группам.

Заполнить таблицу. (Возможно обсуждение) (Приложение 2) Проверка работы по таблице на откидной части доски.

4. Сообщение о применении в жизни рассматриваемых фигур – четырехугольников.

– Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.

– Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей

– Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба.

Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.

– В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях, со временем промежутки между квадратами зарастают.

– В сельском хозяйстве применяют квадратно-гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.

5. Решение задач на сообразительность (устная фронтальная работа).

ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?

(Такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны)

ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?

(Эта проверка ненадежна. В квадрате, конечно, диагонали равны, но не всякий четырехугольник с равными диагоналями есть квадрат. Равные диагонали могут быть у прямоугольника и у равнобокой трапеции).

ЗАДАЧА № 3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему?

(Этим свойством обладают не только диагонали квадрата, Но и диагонали прямоугольника).

6. Самостоятельная индивидуальная работа.

(Приложение 3)

7. Взаимопроверка работы по бланкам проверки.

(Приложение 4)

8. Физкультурная разминка.

Я, человек (показываем рукой на себя),
Всегда готов стать рядом (шаг в правую сторону)
Или чуть впереди (шаг вперед),
Протянуть руку помощи (протягиваем руку вперед),
Легко нагнуться к малому или слабому (наклон вниз),
Подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),
Обернуться к отставшим (поворот назад через левое плечо),
Балансировать между желаниями и возможностями (наклоны в стороны),
Перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперед),
Подняться после неудачи (присесть и встать),
Пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнять себя),
Дотянуться до мечты (подтянуться вверх),
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздохнуть)
И повторять эти упражнения до победы!

9. Работа по заготовке.

(рисунки для каждой группы выполнен ученицей класса, обучающейся в художественной школе) «Сказка о четырехугольниках»

Текст сказки читается два раза.

Собрались все четырехугольники на одной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся в царство четырехугольников. Кто первый придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На их пути встретилась глубокая река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли реку и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Они дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Во время второго прочтения на заготовке надо наклеить фигурки четырехугольников по ходу рассказа сказки (Приложение 5).

10. Итог урока.

Можем ли составить родословную четырехугольников, подводя итог нашему уроку?

11. Домашнее задание.

№425, 426.