Задачи:
- Образовательные: сформировать представления о среде обитания, факторах среды, экологии.
- Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отрабатывать навыки по составлению схем.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.
- Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board, презентация в формате Notebook.
Ход урока
1. Организационный момент.
На прошлом уроке мы начали знакомство с темой организмы и познакомились со свойствами живых организмов. Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.
2. Изучение нового материала.
Слайд 1.
Тема урока “Экологические факторы” (Запись в тетрадь числа и темы урока)
Слайд 2.
Задачи урока:
- Познакомиться с понятиями “экология”, “экологические факторы”
- Познакомиться с основными группами экологических факторов
Слайд 3.
А начать урок я хочу со стихотворения. Слушая его, подготовьте ответ на вопрос – о чем и о ком в этом стихотворении идет речь?
Слайд 4.
Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекозы и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое облюбовано жилье.
О чем же идет речь в этом стихотворении? (о животных, об условиях их жизни, о месте, где они живут – т.е. о среде обитания.)
Слайд 5.
У каждого организма своя среда обитания. Как вы считаете, что такое среда обитания?
- Среда обитания – это часть природы, окружающая организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. (запись определения в тетрадь)
А какие вы знаете среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная)
Слайд 6.
Задание: распределить организмы по средам обитания.
- Одинаковые ли условия жизни в этих средах? (В каждой среде обитания свои определенные условия жизни)
Слайд 7.
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент и ваша задача, после его просмотра ответить на вопрос: Что такое экологические факторы?
Слайд 8
- Что же такое экологические факторы?
Экологические факторы – это условия среды обитания, оказывающие воздействие на организм (запись определения в тетрадь)
А какие бывают экологические факторы? Ответим на этот вопрос мы с помощью учебника.
Работа с учебником (стр. 139, абзац 2,3, составить схему в тетради, проверка схемы по доске)
Слайд 9
Задание на закрепление: распределить экологические факторы по группам.
Слайд 10
Какие экологические факторы будут влиять на живые организмы, изображенные на этом рисунке?
Таким образом, все живые организмы связаны друг с другом и с неживой природой. Эти связи изучает одна из биологических наук? Может, кто-то из вас знает, как называется эта наука? - экология
Слайд 11
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Слайд 12
Конец урока наш о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
- Как называется общий дом всех живых организмов? (биосфера)
Слайд 13
Но в этом “доме” люди часто ведет себя неправильно: отравляют почву и воздух отходами производства, вырубают леса, не думая о последствиях, - ведь в природе все взаимосвязано. И чтобы сохранить наш общий “дом” для себя и будущих поколений, человек должен вести себя правильно.
Слайд 14
Выполните задание: Определите, какие действия полезны для природы, а какие – наносят ей вред?
Слайд 15
Итак, давайте подведем итог урока: закончите предложения
- Сегодня на уроке мы узнали...
- Экологические факторы бывают...
- Я удивился тому, что...
- Мне было интересно узнать, что...
- Я и не думал, что...
- Мне понравилось...
- Было трудно...
Слайд 16
Домашнее задание: Параграф 35 – пересказ, составить устный рассказ, в котором показать влияние экологических факторов на главного героя сказки “Колобок”