Урок природоведения «Экологические факторы»

Разделы: Биология


Задачи:

  • Образовательные: сформировать представления о среде обитания, факторах среды, экологии.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отрабатывать навыки по составлению схем.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.
  • Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board, презентация в формате Notebook.

Ход урока

1. Организационный момент.

На прошлом уроке мы начали знакомство с темой организмы и познакомились со свойствами живых организмов. Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

2. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Тема урока “Экологические факторы” (Запись в тетрадь числа и темы урока)

Слайд 2.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с понятиями “экология”, “экологические факторы”
  2. Познакомиться с основными группами экологических факторов

Слайд 3.

А начать урок я хочу со стихотворения. Слушая его, подготовьте ответ на вопрос – о чем и о ком в этом стихотворении идет речь?

Слайд 4.

Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекозы и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое облюбовано жилье.

О чем же идет речь в этом стихотворении? (о животных, об условиях их жизни, о месте, где они живут – т.е. о среде обитания.)

Слайд 5.

У каждого организма своя среда обитания. Как вы считаете, что такое среда обитания?

- Среда обитания – это часть природы, окружающая организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. (запись определения в тетрадь)

А какие вы знаете среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная)

Слайд 6.

Задание: распределить организмы по средам обитания.

- Одинаковые ли условия жизни в этих средах? (В каждой среде обитания свои определенные условия жизни)

Слайд 7.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент и ваша задача, после его просмотра ответить на вопрос: Что такое экологические факторы?

Слайд 8

- Что же такое экологические факторы?

Экологические факторы – это условия среды обитания, оказывающие воздействие на организм (запись определения в тетрадь)

А какие бывают экологические факторы? Ответим на этот вопрос мы с помощью учебника.

Работа с учебником (стр. 139, абзац 2,3, составить схему в тетради, проверка схемы по доске)

Слайд 9

Задание на закрепление: распределить экологические факторы по группам.

Слайд 10

Какие экологические факторы будут влиять на живые организмы, изображенные на этом рисунке?

Таким образом, все живые организмы связаны друг с другом и с неживой природой. Эти связи изучает одна из биологических наук? Может, кто-то из вас знает, как называется эта наука? - экология

Слайд 11

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Слайд 12

Конец урока наш о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.

- Как называется общий дом всех живых организмов? (биосфера)

Слайд 13

Но в этом “доме” люди часто ведет себя неправильно: отравляют почву и воздух отходами производства, вырубают леса, не думая о последствиях, - ведь в природе все взаимосвязано. И чтобы сохранить наш общий “дом” для себя и будущих поколений, человек должен вести себя правильно.

Слайд 14

Выполните задание: Определите, какие действия полезны для природы, а какие – наносят ей вред?

Слайд 15

Итак, давайте подведем итог урока: закончите предложения

  1. Сегодня на уроке мы узнали...
  2. Экологические факторы бывают...
  3. Я удивился тому, что...
  4. Мне было интересно узнать, что...
  5. Я и не думал, что...
  6. Мне понравилось...
  7. Было трудно...

Слайд 16

Домашнее задание: Параграф 35 – пересказ, составить устный рассказ, в котором показать влияние экологических факторов на главного героя сказки “Колобок”