Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
- Развивать умения читать вслух.
- Воспринимать на слух художественное произведение.
- Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
- Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
- Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т.Аксакова.
- Осмысление правил взаимодействия в группе.
Оборудование:
- Проектор;
- Компьютер;
- Экран;
- Конверты с заданиями;
- Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок С.Т.Аксакова.
II. Речевая разминка.
- На доске пословица:
- “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” слайд 1
-Найдите в этой пословице все существительные.
- Определите склонение существительных.
- Объясните смысл этой пословицы.
- Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину)
-На какие две группы делятся все сказки? слайд 2
III. Работа по теме урока.
- К какой группе относится сказка Аксакова, почему?
А помните ли вы, что: слайд 3
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. Поссовету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
- Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?
IV. Словарная работа.
-В сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 19 веке, Аксаков старался передать народность сказки)
- Дома вы должны были найти эти слова и узнать их лексическое значение.
- Наша словарная работа пройдет необычно. Сегодня я буду называть устаревшие слова и выражения, а вы будете их объяснять.
- Заморский - находящийся за морем. За границей.
- Не ведаю - не знаю.
- Самоцветный - драгоценные или полудрагоценные камни.
- Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
- Торная - о дороге, гладкая ровная.
- Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
- Паче зеницы ока - сохранять, беречь больше чем глаза.
- Гвалт- крик, шум.
- Пригорок мураватый- поросший мягкой травой.
- Яства сахарные – вкусная еда.
- Опочивать легла – легла спать.
- Челядь дворовая – слуги.
V.Работа с текстом.
- А сейчас мы дочитаем сказку до конца.
VI. Физкультминутка
VII. Работа в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 4
1. Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
- У вас на столе конверты, (в конверте деформированный план сказки) Нужно восстановить правильный порядок событий и наклеить на лист А4 не забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”
Проверка по эталону слайд 5
1. Жил-был купец, и было у него три дочери.
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
3. Нашел купец подарки для старших дочерей.
4. Встреча купца с чудищем лесным.
5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
6. Младшая дочь у чудища лесного.
7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
8. Превращение чудища в принца.
VIII. Подведение итога урока.
- В чём заключается главная мысль сказки? (Нужно уметь держать своё слово. Удачливы добрые, справедливые, мужественные люди.)
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?
IX. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Что понравилось, запомнилось?
- Что бы ещё хотелось узнать?
X.Домашнее задание.
- Найдите сказку с похожим сюжетом и расскажите о ней.
1. Автор.
2. Название.
3. Страна происхождения.
4. Сюжет сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жил-был купец, и было у него три дочери. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки Нашел купец подарки для старших дочерей. Встреча купца с чудищем лесным. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно. Младшая дочь у чудища лесного. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам. Превращение чудища в принца.