Урок русского языка «Большая буква в кличках животных»

Разделы: Начальная школа


I. Оргмомент

II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске запись:

хомяк Дружок
кошка Бурёнка
корова Фомка
собака Мурка

Учитель: Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

Ученик: Хомяк, кошка, корова, собака

Учитель: Что обозначают эти слова?

Ученик: Это названия животных

Учитель: Прочитайте слова второго столбика

Ученик: Дружок, Бурёнка, Фомка, Мурка

Учитель: Что обозначают слова второго столбика

Ученик: Слова второго столбика обозначают клички животных

Учитель: Что общего в написании слов второго столбика?

Ученик: Клички животных пишутся с большой буквы.

Учитель: Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика. Сформулируйте тему урока.

На доске запись:

Тема: “...буква в.... Животных”

Ученик: Тема “Большая буква в кличках животных”

Учитель: В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока

Цель:

  • ...с...имя собственное;
  • учиться писать...букву в ...животных

Ученик:

Цель:

  • познакомиться с понятием имя собственное;
  • учиться писать большую букву в кличках животных.

III. Минутка чистописания

Учитель: Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика

Ученик: Это буква К

Учитель: Охарактеризуйте , звук, который она обозначает в этих словах.

Ученик: Буква к обозначает звук [k], он согласный, глухой, парный, твердый, парный

Учитель:Определите порядок следования букв в данном ряду

Кка Кке Ккё

Ученик: Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная буква к, третья буква – гласная идущая по алфавиту.

(Дети выполняют задание в тетради с комментированием)

IV. Словарная работа

Учитель: Словарное слово вы найдете в словах, обозначающих названия животных, которому соответствует кличка Дружок.

Ученик: Дружок- это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.

Учитель: Что обозначает слово собака?

Ученик: Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.

Учитель: Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.

(дети выполняют задание)

Учитель: Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?

Ученик: Нужно соединить названия животных и соответствующие им клички.

(Дети называют слова парами, а учитель на доске переставляет карточки)

На доске:

хомяк Фомка

кошка Мурка

корова Бурёнка

собака Дружок

Учитель: Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?

Ученик: Клички животных пишутся с большой буквы.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике.

(Ученик читает правило из учебника)

Расскажите правило друг другу, работая в парах

V. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания. Если слова в нем пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх.

кот Пушок, пушистый кот, собака Лайка, корова Зорька, бодливая корова, горная козочка, чижик Пыжик.

VI. Закрепление изученного

Упражнение 1.

Учитель: На доске написаны столбиком имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы : хомяк , корова, кошка, собака

Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных.

Не забывайте об изученной орфограмме.

(Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка)

Упражнение 2.

Учитель: Прочитайте два текста самостоятельно на предложенных карточках

  • Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблем.
  • Кто там пляшет на волне?
  • Шлёт привет тебе и мне?
  • Это наш Дельфин Дельфиныч!...

Учитель О ком идет речь в этих текстах?

Ученик: Речь идет о дельфине.

Учитель: Почему в одном тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а в другом – со строчной?

Ученик: В одном тексте это имя собственное, в другом- название животного

(Ученик подтверждает свое объяснение , зачитывая текст с карточки)

Учитель: А что еще относится к именам собственным? Добавьте в правило новую информацию

Ученик: К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.

Учитель: Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.

Ученик: Это предложение: Это наш Дельфин Дельфиныч!...

VII. Итог урока

Учитель: Что относиться к именам собственным?

Ученик: К именам собственным относятся имена, фамилии, отчества людей и клички животных

Учитель: Как пишутся имена собственные?

Ученик: Имена собственные пишутся с большой буквы.

Учитель: Какое словарное слово вы запомнили?

Ученик: Это слово собака.

VIII. Рефлексия

Учитель: Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?

Ученик: Это овчарка

Учитель: Раскрасьте медаль зеленым цветом, если вам было все понятно на уроке.

  • Синим – если не все задания вы поняли.
  • Красным – tсли вам было некомфортно на уроке.

А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую гласную о.