I. Оргмомент
II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.
На доске запись:
хомяк Дружок кошка Бурёнка корова Фомка собака Мурка
Учитель: Прочитайте слова, записанные в первом столбике.
Ученик: Хомяк, кошка, корова, собака
Учитель: Что обозначают эти слова?
Ученик: Это названия животных
Учитель: Прочитайте слова второго столбика
Ученик: Дружок, Бурёнка, Фомка, Мурка
Учитель: Что обозначают слова второго столбика
Ученик: Слова второго столбика обозначают клички животных
Учитель: Что общего в написании слов второго столбика?
Ученик: Клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель: Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика. Сформулируйте тему урока.
На доске запись:
Тема: “...буква в.... Животных”
Ученик: Тема “Большая буква в кличках животных”
Учитель: В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока
Цель:
- ...с...имя собственное;
- учиться писать...букву в ...животных
Ученик:
Цель:
- познакомиться с понятием имя собственное;
- учиться писать большую букву в кличках животных.
III. Минутка чистописания
Учитель: Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика
Ученик: Это буква К
Учитель: Охарактеризуйте , звук, который она обозначает в этих словах.
Ученик: Буква к обозначает звук [k], он согласный, глухой, парный, твердый, парный
Учитель:Определите порядок следования букв в данном ряду
Кка Кке Ккё
Ученик: Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная буква к, третья буква – гласная идущая по алфавиту.
(Дети выполняют задание в тетради с комментированием)
IV. Словарная работа
Учитель: Словарное слово вы найдете в словах, обозначающих названия животных, которому соответствует кличка Дружок.
Ученик: Дружок- это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.
Учитель: Что обозначает слово собака?
Ученик: Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.
Учитель: Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.
(дети выполняют задание)
Учитель: Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?
Ученик: Нужно соединить названия животных и соответствующие им клички.
(Дети называют слова парами, а учитель на доске переставляет карточки)
На доске:
хомяк Фомка
кошка Мурка
корова Бурёнка
собака Дружок
Учитель: Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?
Ученик: Клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель: Прочитайте правило в учебнике.
(Ученик читает правило из учебника)
Расскажите правило друг другу, работая в парах
V. Физкультминутка
Я буду называть словосочетания. Если слова в нем пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх.
кот Пушок, пушистый кот, собака Лайка, корова Зорька, бодливая корова, горная козочка, чижик Пыжик.
VI. Закрепление изученного
Упражнение 1.
Учитель: На доске написаны столбиком имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы : хомяк , корова, кошка, собака
Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных.
Не забывайте об изученной орфограмме.
(Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка)
Упражнение 2.
Учитель: Прочитайте два текста самостоятельно на предложенных карточках
- Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблем.
- Кто там пляшет на волне?
- Шлёт привет тебе и мне?
- Это наш Дельфин Дельфиныч!...
Учитель О ком идет речь в этих текстах?
Ученик: Речь идет о дельфине.
Учитель: Почему в одном тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а в другом – со строчной?
Ученик: В одном тексте это имя собственное, в другом- название животного
(Ученик подтверждает свое объяснение , зачитывая текст с карточки)
Учитель: А что еще относится к именам собственным? Добавьте в правило новую информацию
Ученик: К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.
Учитель: Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.
Ученик: Это предложение: Это наш Дельфин Дельфиныч!...
VII. Итог урока
Учитель: Что относиться к именам собственным?
Ученик: К именам собственным относятся имена, фамилии, отчества людей и клички животных
Учитель: Как пишутся имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с большой буквы.
Учитель: Какое словарное слово вы запомнили?
Ученик: Это слово собака.
VIII. Рефлексия
Учитель: Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?
Ученик: Это овчарка
Учитель: Раскрасьте медаль зеленым цветом, если вам было все понятно на уроке.
- Синим – если не все задания вы поняли.
- Красным – tсли вам было некомфортно на уроке.
А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую гласную о.