Цели:
- обобщение знаний учащихся о гласных и согласных русского языка, о правилах правописания непроизносимых, удвоенных и парных согласных, мягкого и твёрдого знака, слов с непроверяемым написанием, употребление фразеологических оборотов; расширение познавательного интереса детей в области лингвистики,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование коммуникативных учебных действий - умения работать в группе, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
Оборудование и учебные материалы: ПК, мультимедийный проектор, карточки-задания по русскому языку для 3 класса.
1. Вступление
Сегодня объявляется первое заседание Клуба Весёлых Наук - КВН.
И это заседание посвящено РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
“Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда берёшь с тревогой ты.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё,
Не отправить телеграмму
И открытки не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.”
Сегодня в заседании участвуют 3 “А” класс, 3 “Б” класс.
Наше жюри: __________________ .
Командам будет предложено 8 конкурсов. Каждый конкурс жюри оценивает в баллах от 1 до 10, в зависимости от задания.
Задача команд – быть собранными, внимательными, дружными и показать все свои знания и умения.
Задача болельщиков – быть дисциплинированными, воспитанными, помогать своей команде хорошим поведением, так как жюри имеет право снять баллы за плохое поведение, и постараться в конкурсе болельщиков принести своей команде наибольшее число баллов.
Команда, набравшая большее число баллов, объявляется победителем. Удачи вам всем!
2. Ход игры
КОНКУРС 1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Команды выходят в центр, дают своё название, рассказывают о себе, показывают эмблему.
Команда “Гласные” 3 “А” класса. | Команда “Согласные” 3 “Б” класса. |
Э ,Ы, У, А, О, И – Звуки гласные мои. Их не трудно перечесть И запомни: нас ведь – шесть. Мы гласные можем
тянуться Можем заплакать и закричать, Мы гласные, прекрасные, |
Мы согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется нам петь. ССС – змеиный слышен
свист, Запомните, согласные Мы согласные согласны Мягкие, как в слове НЁС, |
Жюри оценивает:
1 балл – эмблема, 2 балла – рассказ о себе,
2 балла – само выступление.
Слово предоставляется жюри.
КОНКУРС 2. РАЗМИНКА.
Я буду зачитывать вам начало устойчивого словосочетания, фразеологизма, а ваша задача - закончить его словом, названием животного. (По 1 баллу за слово).
- Хитёр как ....... ЛИСА
- Голоден как ..... ВОЛК
- Колючий как ..... ЁЖ
- Труслив как ... ЗАЯЦ
- Здоров как ... БЫК
- Изворотлив как .... УЖ
- Нем как ... РЫБА
- Грязный как... СВИНЬЯ
- Надут как ... ИНДЮК
- Упрям как... ОСЁЛ
КОНКУРС 3. ЛЕСЕНКА. На выполнение задания даётся 2 мин.
Подбери нужные слова и заполни лесенку.
- Как называется избушка, где живёт сторож?
- Украшения в ушах.
- Твёрдая застёжка на поясе.
- Часть стола или стула.
___ ___ ___ ___ ___ Ж ___ ___
___ ___ ___ ___ Ж ___ ___
___ ___ ___ Ж ___ ___
___ ___ Ж ___ ___
Жюри оценивает задания команд (По 1 баллу за слово).
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
- Какие правила русского языка вы знаете с 1 класса?
- Какие правила вы помните из 2 класса?
- Какие правила вы изучали в этом году?
За каждый ответ болельщики получают по жетону.
Затем в конце игры они получают призы.
КОНКУРС 4. ДИКТАНТ.
Каждый участник команды берёт ручку или карандаш и пишет под диктовку только 2 слова на 1 листе и передаёт листок другому игроку команды. Как только вся команда закончит писать, она сообща проверяет написанный текст и сдаёт его жюри на проверку.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Гордо произносим мы слова: родина, Россия, Москва. Русский язык помогает нам дружить.
Жюри оценивает диктанты команд.
А пока мы проведём зарядку.
ЗАРЯДКА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. Покажи все слова на себе.
Нос, глаза, нога, плечо,
Бедро, волос, горячо.
Уши, пятка и колено,
Живот, рот попеременно.Назвали мы предметы по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Мягкие прыжки - раз, два, три.Лёгкие рывки - раз, два, три.
Дружные хлопки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
КОНКУРС 5. ШАРАДЫ. Отгадай пары слов и запиши.
На выполнение задания даётся 5 минут. (слово -1 балл)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе. (колос-голос)С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (коса- коза)С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. (шар – жар)Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (плод - плот)
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Отгадайте имена детей, зашифрованные в этих ребусах.
А
ТЯ
ДМ
УША
ТА (Ната, Надя, Наум, Наташа)
Вася, Валя, Вова, Поля, Вера
КОНКУРС 6 . КАПИТАНОВ. Звук-невидимка.
В отрывках из стихотворений найди слова, где пропущен звук-невидимка. Обозначь его буквой, если это надо. Проверь себя. (слово 1 балл)
“Мороз и со ... нце; день чудес ... ный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес ... ный.”
“ Здра ... ствуй, князь ты мой прекрас ... ный!
Что ты тих, как день ненас ... ный?”
КОНКУРС 7 . Удвой согласную.
Замени словосочетания одним словом с удвоенной согласной
На выполнение задания даётся 3 мин.
Помещение в школе - _______________ (КЛАСС)
Обучение животных - _______________ (ДРЕССИРОВКА)
Вид городского транспорта - __________(троллейбус)
Популярная игра на льду- ____________(хоккей)
Спортивный бег - ___________ (кросс)
Один из видов игры в мяч - _____________(теннис)
Сотрудник газеты, журнала – (корреспондент)
Рисунок в книге, журнале, газете - _________ (иллюстрация)
Больничный лист- _______________ (БЮЛЛЕТЕНЬ)
День недели - _____________ (суббота)
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Назовите имена детей, которые пишутся с удвоенными согласными.
Анна, Алла, Инна, Римма, Нелли, Эмма, Жанна, Филипп, Геннадий, Кирилл, Элла.
КОНКУРС 8 . Вставь в слова Ъ или Ь.
На выполнение задания даётся 5 мин.
Всё вокруг об...ято страхом.
Раз...ярённый людоед
Об...явил, что с...ест сегодня
Замечател...ный обед.В сверх...естественной тревоге
Всё звер...ё уносит ноги.
Даже нес...едобный ёжик
С...ёжился от страха тоже.
Раз...ярённый людоед
Мигом с...ел мешок конфет,
Закусил печен..ем плотно.
Он от...явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Я вам буду называть словосочетания. А вы их должны заменить одним словом с разделительным мягким знаком.
- Без чего птица не улетит? (крылья)
- Верхняя женская одежда. (платье)
- На чём могут сидеть несколько человек? (скамья)
- Сочинение, рассказ для журнала или газеты. (статья)
- Чистый отвар из мяса. (бульон)
- Заросли высокой травы. (бурьян)
Теперь подсчитаем количество ваших жетонов.
За команду 3 “А” класса – 5 очков, за команду 3 “Б” кл.- 7 очков. Победителем среди болельщиков становится______
Вручаем приз для болельщиков.
Жюри подводит итоги конкурса и общие итоги.
А мы с вами побеседуем:
- Какая тема по русскому языку вам очень нравится?
- Какая тема вызвала у вас затруднение? Как вы думаете, почему?
- Чем вам нравится русский язык?
- А чтобы вы хотели изменить на уроке русского языка?
Для итога.
Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышим звуки,
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.Ты ведь тоже так бы мог
Подружись со мной, дружок.
Дружбой нашей дорожи и в согласии живи
С одноклассником дружи
ЖЮРИ конкурса объявляет результаты и победителей.