Формирование целостной картины мира. «Тайны деревьев» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обобщить знания детей о деревьях.

Задачи:

образовательные:

  • Расширить и уточнить представления детей о деревьях, растущих в нашей местности.
  • Способствовать формированию умения различать хвойные и лиственные деревья.

развивающие:

  • Закреплять знания о разных видах декоративно – прикладного искусства (богородская игрушка, хохлома).
  • Развивать внимательность, речь.

воспитательные:

  • Показать значимость деревьев в жизни человека: деревья идут на нужды человека – строительство, изготовление мебели, сувениров, украшений. Деревья – это чистый воздух.
  • Воспитывать умение правильно вести себя на природе.

Словарная работа:

  • Активный словарь: хвоя, хвойный, лиственный, смешанный, балалай

Пассивный словарь: древесина, кислород, исстари.

Предварительная работа: экскурсии в парк, рисование на тему “Деревья в лесу”, дидактическая игра “С какого дерева лист?”, беседы о деревьях с использованием карточек “Расскажите детям о деревьях”, чтение стихов и рассказов о растительном мире под редакцией О.Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной.

Оборудование и материалы:

Диск УМК аудиозапись №60 , “Дождливый лес”, “Русская народная плясовая”, иллюстрации по теме “Деревья”, хохломская посуда, богородские игрушки, иллюстрации музыкальных инструментов, женский русский народный костюм, образец расписанной балалайки.

Раздаточный материал: вырезанные из картона балалайки, акварельные краски, кисти, салфетки, подставки под кисточки.

Ход НОД.

1. Орг. момент. Входит Настенька (взрослый в русском народном костюме ).

2. Воспитатель - Настенька. Здравствуйте, детушки! Давайте знакомиться. Меня зовут Настенька. На опушке зеленого леса стоит моя избушка. Собираются у меня ребята из окрестных деревень про лесные тайны узнать, попеть да поиграть. Вы у меня в гостях бывали?

Дети: Нет.

Воспитатель: Это не беда. Гостям я всегда рада. Хотите побывать в моем лесу?

Дети: Да.

(Дети закрывают глаза, звучит сказочная музыка - Диск УМК аудиозапись №60)

Воспитатель: Откройте глаза. Вот мы и в лесу. Хорошо - то как! Я хочу познакомить вас с моими друзьями. А кто мои друзья, вы узнаете, разгадав загадку: “ Нам в дождь и в зной поможет друг зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек”.

Дети: Деревья.

Воспитатель: Ребята, имена друзей вы сможете назвать, если ответите на мои вопросы – загадки.

- На каком дереве находилась смерть Кощеева? (На дубе.)

- Какое дерево спрятало Аленушку и Иванушку от гусей – лебедей? (Яблоня.)

- Под каким деревом оставил дед дочку Настеньку в сказке “Морозко”? (Под елью.)

Деревья похожи друг на друга, но их не спутаешь. Попробуйте их изобразить.

Игра “Мы деревья”.

(Настенька показывает картинки с изображением деревьев, дети жестами пытаются изобразить то или иное дерево. Ель – опускают руки вниз и слегка разводят в стороны. Дуб – ставят ноги на ширине плеч, руки поднимают вверх и сгибают в локтях. Осина – руки поднимают вверх, шевелят пальцами. Ива – наклоняются вперед, опускают руки, покачивают ими.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Дети: Оно дышит, питается, растет, размножается.

Воспитатель: А как дышит дерево? Правильно. Листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Чем деревья похожи между собой?

Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки.

Воспитатель: Чем отличаются?

Дети: На ветках одних из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками – хвоей, называются хвойными.

Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу (...). А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным).

Игра “Назови ласково”

  • Береза – березонька,
  • Дуб – дубочек,
  • Осина – осинушка,
  • Ива – ивушка,
  • Клен – кленочек и тд.

Ребята, посчитайте, сколько деревьев в нашем лесу? Который по счету дуб, клен, береза и тд?

Посчитайте деревья по-татарски:

Разминка “Станем мы деревьями”.

Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается.
(Поднимают соединенные руки над головой.)
Наши руки – ветви –
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)

Воспитатель: Какую пользу приносят деревья животным, человеку?

Дети: Деревья очищают воздух, насыщают его кислородом, дают приют и пищу животным. Из древесины делают мебель, бумагу.

Воспитатель: Но не только это. Исстари из дерева мастера делали игрушки и даже музыкальные инструменты. (Показать детям изделия богородских мастеров.) Из липы на Руси издавна делали посуду. (Показать посуду, украшенную хохломской росписью).

Какие предметы посуды можно использовать как музыкальные инструменты?

Дети: Деревянные ложки.

Воспитатель: Скажите татарча: кашык.

Ребенок.

“Съел я кашу из плошки,
Взял расписные ложки.
Плясовую заводите,
В круг друзей своих зовите”.

Дети на ложках играют русскую народную плясовую.

Древесина ели используется при изготовлении и гитары и скрипки. А это что за инструмент? (Показать балалайку.)

Дети: Это балалайка.

Трынди – брынди, балалайка,
Трынди – брынди, поиграй-ка,
Трынди – брынди, не хочу,
Трынди – брынди, спать хочу,
Трынди – брынди, молодец,
Трынди – брынди, все – конец.

Воспитатель: Балалайки мастерили и из ели, и из сосны, и из березы. Звонко поют балалайки. С ними и дождь не сырость, и горе не беда. А у нас в детском саду есть эти инструменты?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так давайте сделаем красивые расписные балалайки. (Предложить детям рассмотреть посуду, украшенную хохломской росписью, обратить внимание на элементы узоров - “завитки”, “травинки”, “ягодки”, “клубнички”, “капельки”, “листочки”, “усики”, “кустики” и основные цвета росписи - золотой, красный, зеленый, черный, желтый, коричневый).

Ребята, как называется эта роспись?

Дети: хохломская.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите эти узоры (продемонстрировать детям таблицу с вариантами элементов и узоров). Сейчас я вам покажу, как можно нарисовать “травку”, “завитки”, “усики”, “ягодки”. Чтобы узор получился красивым, я буду рисовать концом кисти. У хохломской росписи есть строгие правила – можно использовать только определенные элементы узора (таблица с элементами) и цвета: красный, черный, зеленый, желтый. Ребята, вы можете придумать свой узор, используя элементы хохломской росписи.

(Дети садятся за столы, где разложены материалы для изобразительной деятельности, и расписывают вырезанные из картона балалайки, используя элементы хохломской росписи.)

3. Настенька – воспитатель (рассматривает готовые работы). Ай да мастера – затейники! Какие нарядные балалайки у вас получились! Возьмите их на память о нашей встрече.

Ребята, расскажите, чем вам запомнилась прогулка по лесу? (Ответы детей).

Славно мы время провели: и попели, и поплясали, и потрудились, и про тайны деревьев узнали. Мне пора за свои дела приниматься, а вам – в детский сад возвращаться.