Зачет – звучит грозно, а устный зачет – тем более. Учащиеся старших классов хорошо знают эту форму проверки знаний. Они готовятся, переживают и чаще всего не спят в последнюю ночь перед опросом. Для многих детей – это определенная форма стресса. Как же избежать этого? Как сделать учение с увлечением? Многие считают, что девятиклассники уже взрослые люди и к процессу обучения надо подходить серьезно. Но, как показывает практика, игра и игровые формы на уроках всегда полезны. В игре снимается напряжение, появляется уверенность в своих силах. Даже если выступил неудачно, проигрыш воспринимается менее болезненно. Поэтому, я предлагаю устный зачет - игру по теме “Прогрессии” в 9 классе. По этой теме сделано много интересных и грамотных презентаций, но все задачи надо решать в тетради. Тема достаточно сложная, и многие путаются в понятиях. Для того, чтобы лучше разобраться в материале, проверить свои знания и была создана эта игра. На уроке используется метод информационных технологий.
В условиях введения требований нового ФГОСа данная форма работы использует формирующее оценивание. Я получаю обратную связь, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели, мотивирую учеников более активно включиться в свое учение.
Форма такой игры апробирована мной в 5-8 классах. В моей статье “Игровая форма при проведении устной фронтальной работы на уроке математики в 5–6 классах” описано, какое место занимает игра в учебном процессе, и каких результатов мы хотим добиться.
Правила игры: Игра проходит после изучения одной или нескольких тем, время игры зависит от сложности вопросов. Планируемое время на одного ученика не более 5 минут. Ребятам предлагается пять вопросов по изученному материалу. Форма опроса может быть в тестовой форме (с выбором ответа) или в форме вопроса, где требуется однозначный ответ. Каждый вопрос – 1 балл, время на ответ – не более 30 секунд. В игре участвует 5–6 человек. Для каждого участника свой набор вопросов по данной теме. Остальные участники учебного процесса в это время про себя отвечают на эти же вопросы, чтобы в любую минуту проанализировать ответ и помочь отвечающему.
В конце опроса обязательно подводятся итоги, ребята высказывают свое мнение о сложности вопросов, что получилось, что нет, причины неудачи. Обсуждение проходит в спокойной, благоприятной атмосфере. Учащиеся предлагают свои идеи, новые вопросы, готовы к сотрудничеству.
При подготовке к экзаменам такие методы проведения опросов помогают ребятам выявить пробелы в своих знаниях и мотивировать их к дальнейшему обучению.