Цели:
- учащиеся отработают навыки анализа текста: выявят тему, идею текста, сформулируют проблему текста, подберут аргументы авторской позиции и доказательства для обоснования собственной точки зрения; узнают 3 варианта логических аргументов и напишут логическое доказательство сформулированного тезиса;
- получат навыки ведения диалога, работы в малой группе, выберут различные способы для выражения своих мыслей, отстаивания жизненно важных ценностей;
- потренируют собственную наблюдательность, проанализируют деятельность партнёров на уроке, оценят собственные результаты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тема и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока – анализ текста. Приходилось ли вам выполнять работу, связанную с анализом текста?
- Есть ли элемент новизны в теме данного урока? В чем он заключается?
- Какой же будет основная цель нашего урока?
(Анализировать текст, для того чтобы на следующем уроке написать сочинение-рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ. Узнать специфику логических аргументов.)
III. Актуализация знаний.
1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
- Запишите все компоненты структуры сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ.
(1 учащийся записывает их на закрытой от других учеников части доски)
- Вступление
- Выявление проблемы текста.
- Комментирование проблемы.
- Определение позиции автора текста.
- Формулирование собственной позиции.
- Аргументация собственной точки зрения на проблему (2 доказательства).
- Вывод.
2. Вступительная беседа с классом.
- Вспомните 1 сентября - свой самый первый учебный день в школе. О каких оценках вы мечтали? Какими вы представляли результаты своей учёбы?
- Когда задумывались о том, что вам вскоре предстоит стать первоклассниками, какие эмоции вы испытывали? Почему?
- Были ли вы подготовлены к школьным занятиям в плане учебных навыков: умели ли писать, читать, считать? Почему считали такую подготовку важной (неважной)?
- Теперь вы десятиклассники. Сбылись ли ваши мечты? Оправдались ли надежды? Что помогло достичь успеха? В чём причина разочарования?
- Почему, по вашему мнению, многие из тех, кто в начальной школе был отличником или хорошистом, становятся троечниками?
- Как вы считаете, слово “троечник” - эмоционально-окрашенное или нейтральное? Обоснуйте свою точку зрения.
IV. Анализ текста.
1. Чтение текста В.Суслова. (Текст распечатан для каждого учащегося) (Приложение 2)
2. Беседа.
- О каких категориях учащихся идёт речь в тексте Суслова?
- А почему автор обошёл вниманием “хорошистов”? Они больше похожи на отличников или троечников?
- Какова тема текста?
- Какова проблема данного текста? Сформулируйте и запишите её в тетрадь.
- Каков стиль речи использует Суслов? Тип текста? Обоснуйте свою точку зрения.
- В первом предложении автор текста высказывает мнение по поводу троечника: “Жаль мне троечника”. Как вы считаете, насколько искренен автор? Обоснуйте своё мнение.
(1 мнение: “Нет, автор не жалеет, а смеётся над этой категорией уч-ся”.
2 мнение: “Да, автор сочувствует троечникам”.)
- Какие аргументы вы можете подобрать в подтверждение своей точки зрения?
(1 – предложения № 20-23.
2 – предложения № 41-44.)
- О какой “тройке” идёт речь в поэме Гоголя “Мёртвые души”?
(О тройке лошадей)
- Вспомните фрагмент из поэмы, в котором говорится о птице-тройке.
Можно ли считать предложения 41-44 доводами в пользу версии о сочувствии?
- Следовательно, какой вывод можно сделать об авторском отношении к троечникам?
(Он изображает их в комическом ракурсе, притворяется сочувствующим).
- Как называется троп (суть которого – похвала в форме порицания), на котором построен данный текст?
(Ирония)
- Какова идея текста В.Суслова?
(Изображая троечника страдальцем, показать недостатки данной категории учеников и раскрыть причины, по которым одни становятся отличниками, а другие остаются троечниками).
3. Составление письменной характеристики трёх типов учеников. Работа в микрогруппах.
- Выпишите фразы из текста, характеризующие отличников, троечников и двоечников.
- Группа №1 – цитаты об отличниках
- Группа №2 – цитаты о двоечниках
- Группа №3 – цитаты о троечниках
отличники | двоечники | троечники |
“без внимания не оставляют”,
“педагоги к ним с уважением”, “в газетах
портреты печатают”, “беспокойные”, “им вечно
больше всех надо”, “шумят”, “кричат”, “требуют”, “зовут”, “в космос помчатся”, “или в океанские глубины”, “или в горы полезут”, “к…вершинам лезут”. |
“учителя их всегда на примете держат”, “художники карикатуры на них рисуют”, “хвастаются…мы, мол, тоже пятёрочники, только в зеркальном отображении. В перевёрнутом …виде”. | “живёт он себе на свете, а вроде и нету его”, “никто его замечать не хочет”, “никто о нём никакого слова не скажет – ни доброго, ни худого”, “неинтересные они люди”, “ни рыба ни мясо”, “мечтатели”, “иные … на всю жизнь мечтателями остаются”. |
4. Беседа (анализ характеристики)
(Приложение 1. Слайд 2)
- Какой контекстный синоним слова “отличники” использует В.Суслов? (“Беспокойные”)
Почему выбрал именно это слово? Какой оттенок значения у этого слова?
- Какой части речи отдаёт предпочтение автор, создавая образ отличников? Почему?
(Глаголу, т.к. подчёркивает действия этих людей)
- Какие качества отличников раскрывают глаголы “шумят”, “кричат”, “требуют”, “зовут”?
(Они неравнодушные, активные в достижении целей, настойчивые и т.д.)
Слайд 3
- Какое художественное средство помогает автору усилить впечатление от жалкого вида двоечников?
(Антитеза: “мы…пятёрочники в зеркальном отображении”)
Слайд 4
- Как вы понимаете фразеологизм “ни рыба ни мясо”? Почему его применяют по отношению к троечникам? Разве нельзя так назвать двоечников?
(Троечники – “серенькие”, незаметные ученики. Минимум осваивают. Опасения педагогов о повторном годе обучения или исключении из школы не вызывают.)
- Выделите приставки в местоимениях, характеризующих троечников. К какому разряду относятся эти местоимения. (никто, никакой - отрицательные)
Укажите частицы и союзы. (не, ни, а, ни … ни)
Какой вывод о троечниках можно сделать из данного наблюдения за лексическими средствами?
(Они имеют значение отрицания, то есть троечники как будто и не существуют вовсе, настолько они неяркие – “никакие”).
- Какой смысл вкладывает автор в слово “мечтатель”, называя им троечника? Обоснуйте свою точку зрения.
(Человек, который не осуществляет своих планов. Предложения №21-23).
- Какое настроение звучит в отрывке текста: № 32-48? Каково мнение автора текста о троечнике?
(Автор смеётся над троечником: его высказывание имеет положительную оценку, а смысл противоположен буквальному значению. Только безграмотный ученик может принять гоголевскую птицу-тройку за оценку.)
5. Анализ фрагмента художественного фильма “Тихие троечники”.
- Посмотрите фрагмент фильма.
- Можно ли троечников, героев данного фильма, назвать мечтателями? Почему?
- Совпадает ли авторская оценка героев фильма “Тихие троечники” и авторская оценка троечников в тексте В.Суслова? Обоснуйте свою точку зрения.
- А каково ваше мнение относительно данной категории учащихся? Согласны ли вы с мнением автора текста, авторов фильма?
V. Объяснение новой темы.
1. Беседа с классом.
Слайд 5
- Аргументы подразделяются на 3 основные группы: естественные, логические и чувственные.
Слайд 6
- Какие существуют варианты естественных доказательств?
- Знакомы ли вам они? Приходилось ли вам самостоятельно их формулировать?
Слайд 7
- Каковы варианты логических доказательств? Знакомы ли они вам?
- Сегодня мы остановимся на данной группе аргументов и выясним их специфику.
Слайд 8
- Какие существуют варианты чувственных аргументов?
- Эти аргументы мы изучим на последующих уроках.
2. Словарная работа. Работа со словарём иностранных слов.
Слайд 9
- В свои словарики запишите слова “дефиниция”, “силлогизм” и “аналогия”.
- Каково лексическое значение каждого из слов (определите по словарю). Зачитайте.
Слайд 10
- Запишите определения в тетрадь:
1) Рассуждение с дефиницией - толкование понятия, слова и т.п.
Силлогизм - дедуктивное умозаключение: из 1-го и 2-го суждений вытекает 3-е.
Аналогия - знание об одном объекте переносится на другой, сходный с предыдущим.
3. Изучение примеров логических доказательств (на обороте листа с текстом). (Приложение 3)
- Прочтите варианты аргументов к тезису.
- Определите, какой вариант логических доказательств к предложенному тезису используется. Обоснуйте свой ответ.
“Каждый из нас должен сохранять человеческое лицо в любой ситуации”
“Нередко считают, что проявление чувства собственного достоинства – это умение отстоять свою точку зрения любым путем, сказать последнее слово в споре. Однако это не так. Достойное поведение для воспитанного человека – не вступать в перепалку с тем, кто позволил себе повысить голос на вас. Лучший способ поведения в такой ситуации – взглядом, спокойной, лишенной оскорблений, но достаточно убедительной фразой дать понять собеседнику, что подобная форма общения вас не устраивает…” (Рассуждение с дефиницией)
“Чувство собственного достоинства – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств. Уважение – это почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств, положительных качеств. Следовательно, уважительное отношение к ближнему – это проявление достоинства человека…” (Силлогизм)
“Вулкан, выбрасывающий лаву, несет разрушение, смерть, опустошение. Так и человек, бросающийся с кулаками на обидчика, бранящийся с соседями по лестничной площадке или в общественном транспорте, уничтожает основы нравственности, человечности. Он морально деградирует, утрачивает чувство собственного достоинства…” (Аналогия)
VI. Закрепление нового материала.
1. Практическая работа.
- Подберите аргументы (варианты логических доказательств) к выдвинутому тезису “Быть троечником плохо”. Запишите их.
- Группа №1 – рассуждение с дефиницией
- Группа №2 – силлогизм
- Группа №3 – аналогия
2. Анализ аргументов.
Возможные варианты ответов.
1. Многие троечники утверждают, что оценка “удовлетворительно” свидетельствует о том, что они освоили программный минимум, значит, и никаких замечаний в свой адрес не заслуживают. Конечно, для того чтобы работать дворником или грузчиком, удовлетворительных знаний достаточно. А представьте себе троечника, управляющего самолётом или выполняющего хирургическую операцию… Доверите ли вы ему свою жизнь? Вот и ответ на вопрос: “Хорошо ли быть троечником”.
2. В большинстве случаев троечник – лентяй. Кто же такой лентяй? Это безнравственный человек, любящий безделье, не желающий ни работать, ни учиться, то есть живущий за счет других. Значит, троечником быть недостойно, плохо.
3. Часто коллектив сравнивают с двигателем. Каждый человек – деталь единого механизма, от которой зависит работа всего двигателя. Представьте себе, что из строя вышел маленький винтик-“троечник”. Деталь-то незаметная, а механизм остановился.
К сожалению, в коллективе инертные троечники замедляют работу, задерживают других -старательных, энергичных сотрудников. Плохо всё-таки быть троечником!
Слайды 11-14
VII. Подведение итогов (Отмечаем пункты плана сочинения, по которым проведена работа на уроке)
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
- Какие эмоции испытываете после урока? Довольны ли своей работой? Почему?
- Насколько эффективно, на ваш взгляд, вы усвоили новый теоретический материал?
- Какие сложности возникли в процессе практической работы?
- Оказался ли полезным для вас наш урок? Почему?
IX. Домашнее задание.
- Сформулируйте собственное мнение по проблеме, затронутой автором текста (запишите тезис).
- Запишите логические доказательства (1 - рассуждение с дефиницией, 2 – силлогизм, 3 – аналогию).
Список использованных источников.
- Текст В.Суслова из кн.: Т.В.Губернская. “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 кл. – М.: Эксмо, 2007; с. 3-4.
- А.Г.Нарушевич. Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 5-8. – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2007; с.68-74.
- “Тихие троечники”. Художественный фильм. Серия 1. “Беларусьфильм”, 1980.