Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети. Из-за единственной лишней хромосомы он всегда будет “особым” - малыш будет по-другому мыслить, развиваться, общаться, любить.....

И жизнь такого ребёнка необычна. Легко предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих, наверное, и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна - это дети, в сердцах которых живёт любовь.

Синдром Дауна - самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название “монголизм”. Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах. Это говорит о том, что эти дети обучаемы, а при оказании ранней помощи показывают значительные результаты в развитии. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит перед нами особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Опыт, педагогов и других специалистов, занимающихся этой проблемой, показывает, что при всём многообразии возможных позиций можно выделить две основные стратегии ответов на них и соответственно, две стратегии воспитания “ особого” ребёнка и отношения к нему.

Имея в группе такого ребёнка необходимо сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому, что дети должны быть не просто счастливыми, но и больше чем счастливыми, - здоровыми. Мы становимся для таких детей всем – опорой, поддержкой, опорой.

Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и для его счастья нужно всё, то же самое, что и для счастья других детей”.

Таким образом, необходимо делать для этих детей всё то, что необходимо делать для обычного ребёнка, эти действия требуют определённых усилий, терпения и любви.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

Планирование работы с таким ребёнком основывается на результатах диагностики ребенка всеми педагогами.

Цели занятий должны быть чёткими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития ребёнка.

В своей работе помимо основной программы мы используем программу “Маленькие ступеньки”, которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.

Цель  программы - помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближённой к нормальной жизни.

Единство требований всех педагогов и родителей – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и особенно при обучении бытовым навыкам, самостоятельности. Каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, сниженного чувства равновесия, других проблем со здоровьем. Мы в своей группе для развития движений пользуемся логоритмикой. Логоритмика способствует развитию движений, темпоритмической организации речи.

При общении с ребёнком не употребляем слова “скажи”, “повтори”, поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.

Прииспользовании предметных и сюжетных картинок показываем и натуральные, реальные предметы, которые изображены на картинке.

Работаем в тесном контакте с воспитателем,педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, а также рекомендуем родителям занятия с дефектологом.

В  работе используем:

  • Творческую деятельность - работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности..
  • Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
  • Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Развитие речи - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

- относительная сохранность эмоций;

- сохранность зрительно-двигательного восприятия;

- сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем.

В своей работе нами используются основные этапы индивидуальной логопедической работы:

  • Установление контакта, выявление речевых возможностей.
  • Воспитание слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти.
  • Формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.
  • Воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен).
  • Развитие импрессивной речи (понимания).
  • Формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий.
  • Обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.
  • Развитие понимания грамматических форм речи, понимания вопросов "Где?" "Куда?" и т.д.
  • Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.
  • Воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности).
  • Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
  • Обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание.
  • Выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков.
  • Развитие выразительности речи (модуляции голоса).
  • Формирование активного словаря.
  • Вызывание у детей потребности подражать словам взрослого.
  • Формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога.
  • Формирование умения называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам.
  • Формирование глагольного словаря.
  • Пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить - потрогать, увидеть, услышать.
  • Договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение детей двухсловным и трёхсловным предложениям.
  • Развитие умения правильно отвечать на вопросы.
  • Развитие умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях.
  • Обучение диалогу.
  • Восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.
  • Договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

В течении года мы работаем по следующим разделам:

- социально-эмоциональное развитие;

- формирование общения,

- восприятие и развитие речи;

- развитие общей моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие навыков самообслуживания.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Список литературы.

  1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва. 2002.
  2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  3. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.