Всех профессий много очень,
Все нам здесь не перечесть.
Выбирай, какую хочешь,
Из того, что в книжке есть.
Или, может быть другую:
Все работы хороши,
Выбирай себе такую,
Что приятна для души.
Введение
Проблема профессионального выбора всегда стояла перед подрастающим поколением. Школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов.
Задача как можно раньше подготовить к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Ориентирование в мире профессий невозможно без определенного объема знаний о профессиях. Первая, но очень необходимая ступень в выборе профессии это обзорная ориентация в мире профессий, которая может начинаться уже в дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на изучение содержания: дать представление о разных профессиях в детском саду, ближайшем окружении, о работе родителей, воспитывая уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда, систематизируя профориентационный материал. Знакомить с профессиями в форме встреч с интересными людьми, экскурсий, результатом которых станет создание книги “Большая книга профессий для самых маленьких”, в которой дети старшего дошкольного возраста совместно с воспитателем, родителями пишут статьи, рассказы, вместе подбирают и заучивают стихи о профессиях, делают рисунки, фотоснимки.
Пояснительная записка
О множестве профессий дети практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий важно начинать в дошкольном возрасте. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Но материалы разрозненны и бессистемны.
Информационно-творческий проект позволит систематизировать материал по теме, обогатит знания детей, создаст предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, будет способствовать развитию познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, что в итоге отразиться на формировании готовности к обучению школе, социальной адаптации ребенка в обществе.
Разработанный педагогами проект входит в вариативную (формируемую самими участниками педагогического процесса) часть Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предлагает расширенный список профессий для ознакомления детей, тех с которыми дети сталкиваются повседневно, но которые не входят в список обязательных для изучения в основной части ООП ДО.
Цель: развитие познавательных способностей детей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
Задачи:
- Знакомить детей с профессиями, расширяя представления дошкольников о многообразии и значимости любой.
- Формировать представление о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям, расширять кругозор о мире профессий.
- Анализировать профессиональную сферу более осмысленно на основе предоставленного материала; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии.
- Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
- Привлекать родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ.
Содержание определяется возрастными особенностями детей, строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно - досуговых мероприятий, использование ИКТ. Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей.
План реализации проекта
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией (коллективное обсуждение): что мы знаем об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; какие им необходимы инструменты для работы; почему важна эта профессия; что нового мы узнали об этой профессии от родителей, из книг, телепередач и т.п.
- Использование мнемотехники в составлении рассказов о профессиях.
- Предоставление возможности попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности (повар, младший воспитатель и т.п.)
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем и сроки: на реализацию проекта отводится 16 занятий в год (2 занятия в месяц) с октября по май, в течение учебного года.
Содержание | Количество занятий | Планируемые результаты |
Введение в мир профессий (указать модуль) |
10 | - участие в различных видах
игровой, изобразительной, творческой
деятельности; - расширение кругозора о мире профессий; - участие в обсуждении и выражение своего отношения к “изучаемой” профессии; - составление рассказа о профессии по таблице (мнемотехника); - умение выполнять творческие задания (составление проектов) вместе с родителями, добывая информацию из различных источников |
Профессия моих родителей (защита семейных мини-проектов) |
3 | |
Викторина “Что мы узнали?” | 1 | |
Праздник “Все профессии важны, все профессии нужны!” | 1 | |
Галерея рисунков “Кем я хочу стать?” | 1 | |
Выпуск газеты “Азбука профессий” | ежемесячно | |
“Большая книга профессий для самых маленьких” | по итогам реализации проекта | |
Презентационный материал | ||
Составление мнемотаблиц о профессиях | в ходе реализация модулей | |
итого | 16 |
Ожидаемые результаты:
Насыщение сознания дошкольников разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет в будущем осознанно выбрать профессию.
Активное формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий, расширение кругозора о мире профессий.
Определение ранней профориентации детей в мире профессий.
Участие детей в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
Умение выполнять творческие задания (составление проектов) вместе с родителями, добывая информацию из различных источников.
Структура группового проекта
Название и авторы проекта.
Пояснительная записка (срок реализации, учет возраста, распределение нагрузки в режиме и т. п.)
Введение (актуальность с анализом ситуации в обществе, в ДОУ, конкретной группе, с учетом ФГОС – обязательный минимум содержания и требований).
Цели и задачи.
Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом (сбор информации, перспективное планирование, система работы, анализ и коррекция).
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап – мониторинг с целью определения исходного состояния работы в выбранном направлении (1 месяц).
2 этап – мотивация всех участников реализации проекта (2 недели).
3 этап – практика (в течение учебного года).
4 этап – анализ (май).
5 этап – предметно-развивающая среда (переориентация предметно-развивающей среды в ходе проекта в соответствии с целями, задачами и содержанием).
7. Ожидаемые результаты.
8. Обеспечение проекта.
9. Трансляция опыта работы по реализации проекта.
№ п/п | Темы и направления трансляции опыта работы |
1 | Выпуск газет “В мире профессий” (модульное представление) |
2 | Профессии от “А” до “Я” Календарно-тематическое планирование |
3 | Метод мнемотехники в обучении рассказыванию о профессиях |
4 | “Что делают дяди и тети на своей работе” (цикл экскурсий) |
5 | Мы в профессии играем (гендерный подход) |
6 | Профессии моих родителей (мини проекты) |
7 | Мониторинг профессиональных предпочтений; представлений о некоторых профессиях; знаний детей о профессиях их родителей. |
8 | Создание книги “Большая книга профессий для самых маленьких” |
Содержание психолого-педагогической работы
Модуль 1. Профессии “Мир природы” (геолог, агроном, рыбинспектор, фермер)
Модуль 2. Профессии “Железная дорога” (машинист, проводник, начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу, стрелочник)
Модуль 3. Профессии “Производство” (работники мясокомбината, молокозавода, пекари, кондитеры, газовик)
Модуль 4. Профессии “Больница” (врач, медсестра, социальный работник)
Модуль 5. Профессии “Мир офиса” (бухгалтер, менеджер, кассир)
Модуль 6. Профессии “Мир творчества” (художник, артист, дизайнер, стилист, скульптор)
Модуль 7. Профессии “Сфера обслуживания” (парикмахер, визажист, мастер ногтевого сервиса, продавец-консультант)
Модуль 8. Профессии “Сфера образования” (дошкольные работники (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ФИЗО, учитель (музыки, иностранного языка, учитель начальных классов и пр., преподаватель средне-специальных и высших учебных заведений)
Алгоритм деятельности педагогов по знакомству детей с профессиями.
- рассматривание иллюстраций с изображением определенной профессии;
- чтение художественной литературы о профессии;
- экскурсии;
- знакомство с предметами и показ действий с принадлежностями для профессии;
- рисование на тему определенной профессии;
- лепка, аппликация на тему определенной профессии;
- сюжетно-ролевая игра по профессии;
- презентация по профессии;
- издательская деятельность (газета “Профессии от А до Я”, книга “Большая книга о профессиях для самых маленьких”).
Результат: дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий; умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий; имеют представление о востребованных в обществе профессиях. Родители проявляют активность и инициативу в воспитании и образовании детей.
Участие специалистов в проекте.
Музыкальный руководитель: организация и проведение праздников, развлечений, постановка кукольных спектаклей, музыкально-дидактические игры по модулям.
Инструктор по ФК: праздники, развлечения, сюжетно-тематические зарядки по модулям, подвижные игры.
Учитель-логопед: интегрированные НОД, подбор художественной литературы по модулям, консультации для воспитателей
Педагог-психолог: интегрированные НОД, подбор психолого-педагогической диагностики, консультирование педагогов.
Таким образом, создание и реализация данного проекта позволило систематизировать материал по теме, сформировать представления у детей о многообразии и значимости любой профессии, расширить и обогатить кругозор о мире профессий, участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности, выполнять творческие задания совместно с родителями, добывая информацию из различных источников.