Время работы: 90 минут
Дидактическое обоснование урока:
Цели урока:
- Образовательная:
- Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий.
- Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
- Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.
- Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию.
- Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
- по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
- материал (пряжа)
- проектор, компьютер
Дидактическое обеспечение:
- Мультимедийная презентация; образцы вязаных изделий; крючки для вязания
- Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
На прошлом уроке вы научились изготовлять ткань своими собственными руками. Процесс этот называется ткачеством. А есть ли другие способы получения полотна? Оказывается, есть. Сегодня вы познакомитесь с этими способами.
- Как вы уже, наверное, догадались, полотно можно получить с помощью вязания.
Всем известно, что вязанье –
Это кропотливый труд,
Вот поэтому ленивых
В мастерицы не берут.
(Л. Шубная)
Расскажите, что вы знаете об этом технологическом процессе.
Сообщения учащихся о вязании
История возникновения вязания:
1-я ученица
Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное(на спицах или крючком) и машинное. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в IX веке попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании же только в XVI веке получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII веках в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.
2-я ученица
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.
Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.
В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком.В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.
Беседа.
“Вязание”. Работа с учебником.
Просмотр слайдов с изображением вязаных изделий.
Вопросы:
- Какие особенности имеют вязаные изделия?
- Попробуйте объяснить термин “вязание”.
- Какие виды изделий можно изготовить путем вязания?
- Какие особенности имеют вязаные изделия?
- Попробуйте объяснить термин “вязание”?
- С помощью какого изобретения процесс вязания сделался более быстрым?
Словесно-иллюстративный рассказ “Вязание крючком”. Демонстрация крючков, ниток. Работа с учебником
1-я ученица
- Вязание крючком считается более легким видом рукоделия. Но изделия, связанные крючком, так же красивы, как и связанные на спицах. В качестве инструмента в данном случае используется крючок - палочка одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Крючки для вязания могут быть сделаны из пластмассы, металла, кости, дерева. Для вязания крючком могут использоваться разные виды ниток, которые могут быть изготовлены из натуральных или синтетических волокон. В зависимости от толщины ниток выбирают крючок. Выбор ниток осуществляют в зависимости от вида изделия. Для теплого жакета выберут шерстяную пряжу, а для салфетки - хлопчатобумажную.
2-я ученица
Описание
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений(салфетки, занавески и т. д.).
Крючки и нитки
Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм). Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре).
Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
В заключение следует отметить:
- для каждого вида пряжи обязательным является подбор нужных спиц либо крючков.
- после выбора типа изделия и пряжи можно спокойно приступать к работе. Помните, что создавая вещи своими руками, вы становитесь обладателем нужной вещи в своем гардеробе за небольшую плату и совершенно точно в единственном экземпляре.
При вязании крючком необходимо соблюдать определенные правила
3-я ученица
Безопасность труда.
Должен:
1. Проверить крючок перед началом работы. Кончик крючка не должен быть слишком круглым и острым.
2. Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, мусором.
4. Быть внимательным, не отвлекаться и не мешать другим.
5. Передавать крючок только тупым концом.
6. По окончании работы острие крючка закрыть специальным колпачком и убрать в отведенное для него место (пенал, чехол).
7. Не оставлять крючок без присмотра на своем рабочем месте.
8. В случае плохого самочувствия или травмирования прекратить работу, поставить в известность педагога.
Запрещается:
1. Бросать крючок без присмотра, брать его в рот.
2. Размахивать руками с инструментом, класть его на край стола.
3. Передавать крючок острым концом.
4. Во время работы поворачиваться к соседу по парте.
3. Творческая практическая деятельность
Вязание основных видов петель:
- цепочка воздушных петель;
- столбик без накида;
- столбик с накидом;
Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.
Как в математике 2+2=4, 2-2=0 каждый знак обозначает свое действие, так и в вязании крючком.
Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте сами догадаться и определить какой значок, что обозначает.
- Рассмотрите схему вязания крючком воздушных петель, иллюстрации в учебнике. Попробуйте выполнить вязание воздушных петель по схеме.
Рассказ учителя
Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля. Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.
Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда
Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
- Цепочка, которую вы связали, является очень простым изделием, но и из нее можно изготовить красивые и нужные изделия. Это могут быть панно, декоративные прихватки, салфетки.
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
4. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся
Обсуждение работ, их оценивание. Качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Беседа по вопросам
- Что нового вы узнали на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?
- Были ли у вас затруднения?
Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушныхпетель.