Урок ИЗО на тему «Ты мастер декоративно-прикладного искусства». 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока: научить создавать коллективную работу (декоративное панно «Пасха»)

Задачи урока:

  • Учебные:
    • Продолжить знакомить учащихся с особенностями новой техники декоративно-прикладного искусства «фойларт» (автор: Олеся Емельянова, http://www.olesya-emelyanova.ru)
    • Формировать художественные знания, умения и навыки во время создания из отдельных элементов целостной композиции.
    • Научить учащихся понимать и видеть красоту изделий современного декоративно- прикладного искусства.
      Воспитательные:
    • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
    • Воспитывать уважение и восхищение работами мастеров современного декоративно-прикладного искусства.
    • Формировать понимание общественного назначения современного декоративно-прикладного искусства как средства отражения познания окружающего мира.
      Воспитывать у учащихся терпимого отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
    • Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
    • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
  • Развивающие:
    • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память,наглядно-образное и логическое мышление, речь).
    • Развивать навыки поисковой работы, творческую и позна­вательную активность, а также
    • навыки публичного выступления.
    • Развивать художественный вкус и творческие способности.
    • Развивать эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Технологии: организация проектной деятельности, проблемное обучение, ИКТ-технология, коллективное творчество

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ-технологий.

Методы:

  • по источнику получения знаний:
  • наглядный, словесный,
  • по виду деятельности учащихся:
  • проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы в паре, группе,
  • проектный (создание коллективной работы).

Материалы и оборудование:

1. Заготовки из фольги, ножницы, двусторонний скотч, основа будущего панно.
2. Репродукции изделий современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
3. Презентация к уроку «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства».
4. Мультимедийный проектор, компьютер, документ-камера.

Межпредметные связи: технология, информатика и ИКТ.

План урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Формулирование темы урока.
3. Постановка проблемы, пути её решения. Объяснение работы над цветком в технике «Фойларт» с использованием документ-камеры.
4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод.
5. Выставка.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте…!

2. Формулирование темы урока. <Приложение 1>

СЛАЙД № 1

Учитель: На протяжении целого учебного года мы говорили с вами о декоративно-прикладном искусстве.

Вопрос: Что означают слова «прикладное», «декоративное»?

Ответы учащихся:(сделанное руками, украшенное)

СЛАЙД № 2

Вопрос: С какими промыслами мы познакомились на уроках?

Ответы учащихся:(хохлома, гжель, жостово, городец…)

Вопрос: Продолжают ли существовать эти промыслы сегодня? Почему?

Ответы учащихся: (Да, рассуждения учащихся)

СЛАЙДЫ № 3, 4

Учитель: Вы совершенно правы. Многие народные мастера сохраняют в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Но современный художник-прикладник свободен и в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с цветом, с материалом, формой, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

СЛАЙД № 5

Вопрос: Как мы назовём человека, у которого получаются прекрасные изделия?
Ответы учащихся: (Мастер)

Вопрос: А вы можете сами сегодня стать мастерами декоративно-прикладного искусства?

Ответы учащихся: (Да)

СЛАЙД № 6

Вопрос:Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?

Рассуждения учащихся: («Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»)

(Учитель записывает сформулированную учениками тему на доске или демонстрирует на слайде)

3. Постановка проблемы, пути её решения. Объяснение работы над цветком в технике «Фойларт»

Постановка проблемы:

Учитель: Все вы ели шоколад. Вспомните, как он упакован? (Фольга)
А что можно сделать с фольгой от шоколада? Выбросить?

Рассуждения учащихся: (выполнить декоративную работу)

Учитель: Для чего мы её сделаем?

Рассуждения учащихся:(Украсим интерьер школы, класса, поздравим с праздником…).

Учитель: Ребята, какой приближается большой православный праздник?

Ответы учащихся: (Пасха)

Учитель: Назовите символы Пасхи.

Ответы учащихся: кулич, пасха, крашеные яйца…

Учитель: Нашу декоративную работу можно сделать в форме яйца. Но вот проблема, у нас мало времени, каждый из вас не успеет сделать работу, будем что делать?

Ответы учащихся: Работать будем все вместе над одной работой.

Пути решения проблемы:

Учитель:

Вопрос: Что нам для этого нужно знать, уметь?

Ответ: (рассуждения учащихся):

1. Приготовить основу – панно (приготовлена ранее)
2. Научиться из проволочек делать цветы (листья, лепестки, собирать цветок)

Учитель: Давайте попробуем вспомнить с вами как мы делали листочки.

(Дети изготавливают листья, комментируя свои действия):берём три проволочки, скручиваем их вместе вначале и в конце. Слегка выгибаем или окручиваем вокруг пальца.

3. Расположить цветы на основе с учётом формы работы.
4. Закрепить на панно с помощью скотча.

Учитель: (демонстрация изготовления лепестков цветка, сборка; работа с использованием документ-камеры)

(Дети с учителем работают над созданием цветка по этапам:
1. Изготовление лепестков.
2. Сборка цветка из элементов (созданы в начале урока).

4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод

(Самостоятельная работа детей под руководством учителя по созданию коллективной работы - дети находятся стоя около будущего панно и решают вопросы размещения своих цветов).

5. Выставка

(Любование работой)

6. Рефлексия

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синий. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой» и/или
ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на листочке:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

7. Подведение итогов. Домашнее задание

– О чём мы сегодня узнали?
– Что понравилось?
– Какая часть работы вам понравилась больше?
– Где вам было трудно?
– Что дал урок для жизни?

Принести 30 проволочек.