Цели:
- формировать умение упрощать выражения, используя свойства умножения
- развивать умение решать уравнения с помощью свойств умножения;
- воспитывать интерес к предмету
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель предлагает отправиться в увлекательное путешествие на поезде, где ребят ожидает много интересного.
2. Первая стация “Смекалистая”, где учащимся предлагается устно вычислить, причем наиболее простым способом:
13*15+17*15=15* (13+17)=15*30=450
12*37-12*27=12* (37-27)=12*10=120
25•*39=25* (40-1)= 25*40-25*1=1000-25=975
15 * 21=15* (20+1)= 15*20+15*1=300+15=315
Какими свойствами умножения мы пользовались? Стало ли нам проще считать?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учащиеся называют предполагаемую тему урока.
(На экране появляется тема “Упрощение выражений”)
3. Изучение нового материала.
Работа в парах. На ученических столах – карточки.
a | a | a | a | a | a | a | a |
Учитель предлагает каждой паре с помощью карточек сложить 2a + a; затем 5a +3a и т. д. и поощряет правильные ответы.
Чтобы упростить выражение 2b + 4b можно ли использовать свойство умножения? Какое? А чтобы упростить 2b * 6 * 7 какое свойство умножения понадобиться? После ответов учащихся – памятка.
В каждом общественном месте есть свои правила.
Так и в нашем поезде есть ПАМЯТКА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ.
С помощью распределительного свойства умножения можно упрощать выражения. Например:
2b + 4b = 6b или 8b - 6b = 2b;
Также для упрощения выражений можно применять сочетательное свойство умножения:
2b * 6 * 7 = (2 * 6 * 7) * b = 84b;
С помощью свойств умножения можно решать уравнения, например:
3х+5х=24
Предлагается самостоятельно решить уравнение с последующей проверкой.
(3+5)х=24
8х=24
х=24:8
х=3
4. Следующая станция “Познавательная”
Я предлагаю на этой станции посетить музей и библиотеку.
Куда мы отправимся сначала? (к примеру в музей)
В музее хранятся портреты великих математиков: Ломоносова, Паскаля и Чебышева. За каждым из них скрыто задание. Выбирайте портрет… мы будем выполнять задания.
1) Решите уравнение
а) 4х+4х=424
б) 9z+z=500
в) 15y-8y=714
2) Представьте выражение в виде произведения:
а) 23а+37а
б) 48х+х
в) 84b-80b
3) Найдите значение выражения
а) 38а+62а, если а=238; 489
б) 375b-175b, если b=48; 517
А теперь вернемся на станцию. Пора посетить библиотеку.
Там много книг о математике.
1) Выбираем книгу и узнаем задание:
Пусть цена 1 кг муки a р, а цена 1 кг сахара b р. Что означает выражение:
а) 9a+9b
б) 8(a+b)
в) 10a-10b
2) Найдите значение выражения
а) 32x+32y, если x=4, y=26
б) 11m-11n, если m=308, n=208
3) Составьте и запишите выражение по решению задачи
Расстояние между двумя селами 18 км. Из них одновременно выехали в противоположные стороны два велосипедиста. Один проезжает в час m км, а другой – n км. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
Путешествие продолжается.
5. Следующая станция “Физкультурная”
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении).
Продолжим наше путешествие.
6. Следующая станция “Обобщающая”
Упростите выражение:
а) 15а+27а+57а
б) 47b-34b-2b
в) 3x * 5 * 8
г) 4 * 12y * 3
7. Наша следующая станция “Конечная”
(Подведение итогов урока)
Домашнее задание П.15 №610, 614 (а,в), 617
Какое настроение у тебя? Покажи смайлик! (смайлики лежат на ученическом столе).