Цель: узнать, почему не во всех словах после шипящих на конце слова пишется мягкий знак.
Задачи:
- повторить роль в словах ь – показателя мягкости.
- познакомить с правилом написания ь после шипящих.
- развивать интерес к самопознанию.
- воспитывать доброту, взаимопонимание, умение слушать и слышать собеседника, работая в группах.
Оборудование:
- Презентация к уроку
- Приложения:
- Картинки (планеты; лось, медведь, гусь, львица, грач – к загадкам; подносы для мозаики).
- Карточки с разрезанными пословицами.
- Магнитная азбука (или карточки с буквами).
- Карточки с текстами.
- Маршрутные листы путешествия в виде чашек, разлинованные для письма.
- Маленькие красные флажки для прокладывания маршрута.
- Карточки со словами с прикрытым Ь.
- Электронный ресурс – диск с играми для закрепления «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 16 урок».
- Видеопрезентация с фонограммой песни «Инопланетяне» для физминутки.
ХОД УРОКА
І. Вводное слово
– Ребята, вы готовы отправиться со
мной в космическое путешествие?
– Тогда проверю, как вы готовы. Сегодня
продолжим разговор о ь. Для чего нужен ь? (Для
смягчения предшествующего
согласного). Слайд 4
– Какие ещё буквы указывают на мягкость
предшествующего согласного? (я, ю, и, е, ё)
– Этого пока достаточно. Ключ – на старт!
Полетели! Слайд 5
На доске с помощью картинок создано
космическое пространство, где есть планеты
разной формы и у каждой есть название.
ІІ. Чистописание.
– Наша первая остановка – Планета Письма. Надо красиво прописать буквы я, ю, и, е, ё, ь, которые смягчают предшествующий согласный, на нашем листочке – чашке, который будет маршрутным листом. Слайд 6
ІІІ. Новый материал
1. Наблюдение над словами с шипящими на конце.
– Мы направляемся к Планете Новостей.
Установка на самопознание Слайд 7
– Прочитайте слова, попробуйте определить,
для чего нужен Ь.
Слайд
8
– Всё ли вы знаете о Ь в конце слова? В каких
словах не можете объяснить написание Ь?
– Какой вопрос вы хотели бы мне задать?
После ответов детей, учитель конкретными
вопросами вовлекает ребят в рассуждение о
проблеме написания Ь на конце слов и без него.
Конкретные вопросы:
- Почему в конце слова ОСЕНЬ есть Ь? (транскрипция – [ос'ин'])
- А что скажете про слово НОЧЬ? (транскрипция – [ноч']
- Уберём Ь из слова. Как звучит слово? (так же). Можно обойтись без Ь? (можно)
- Посмотрите на другие слова. Какие вызывают недоверие в написании? (луч, глушь, вещь, плащ, ёж, ложь). Транскрипция – [луч']. (Если можно обойтись без Ь после мягких шипящих согласных, почему в одних словах мы пишем Ь, а в других – нет?)
- Понаблюдаем, сколько букв и звуков в словах ЛУЧ, ГЛУШЬ, ВЕЩЬ, ПЛАЩ, ЁЖ, ЛОЖЬ.
2. Постановка проблемного вопроса.
– Звуки Ч, Щ, Ж, Ш какие? (согласные, шипящие,
всегда мягкие Ч, Щ и всегда твёрдые Ж, Ш.
– Почему Ь то пишется после шипящих, то не
пишется?
– Нужна
подсказка?
Слайд
9
ночь
луч
вещь плащ
глушь малыш
ложь ёж
3.
Вывод.
Ж.р.
М.
р.
Слайд 10
(она,
моя)
(он, мой)
ночь
луч
вещь
плащ
глушь
малыш
ложь
ёж
ІV. Закрепление нового и изученного
1. Летим к Планете Закреплялка – Доказалка. Слайд 11.
– Распределите слова в 2 столбика, доказывая.
На доске карточки М.р. и Ж. р. Учитель показывает карточку с пустой концовкой у каждого слова. Дети должны объяснить (доказать), в какой столбик поставить. Тогда «вскрывается» место, где либо есть, либо нет Ь.
Молодёж…
М.р.
Ж.р.
Уж…
Калач…
Помощ…
Борщ…
2. На Планете Игр.
– А тут рядом Планета Игр. Заглянем на неё?
Работа в группах. Слайд 12
3 группы по рядам. Каждая группа выбирает руководителя, который отвечает за правильность выполнения задания.
Игра «Мозаика»
Три группы подходят к одной из парт в ряду, составляют пословицу из слов, находят слова с Ь, объясняют его написание.
- Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Жизнь дана на добрые дела.
Слова прикреплены на нарисованную часть подноса, на который в конце урока можно положить чашки – маршруты. Составляется мозаика.
Игра «Рассыпанные слова»
Одновременно с игрой «Мозаика» у магнитной азбуки проходит игра «Рассыпанные слова». По 1 человеку из группы выбираются. Ь знаков больше, чем надо для слов.
Составить из рассыпанных букв слова. Подумать, в каких из них надо писать Ь.
Получаются слова: дочь трубач мышь камыш
3. Запись составленных слов.
– Вернёмся на Планету Письма, чтобы отметить маршрут. Запишите слова:
ДОЧЬ МЫШЬ
ТРУБАЧ КАМЫШ
4. Чтение текстов на Планете Почитай-ка. Слайды 14, 15, 16, 17
– Продолжаем накапливать знания и
отправляемся на Планету Почитай-ка.
– Возьмите карточки с текстами,
прочитайте их, дайте название рассказу.
– Найдите слова с Ь. какую роль он выполняет?
В полночь была сильная гроза. Молния ударила в колхозный сарай. Там хранились пшеница и рожь.
Вспыхнул пожар. Сторож стал звать народ. Примчались пожарные машины.
Хорошо летом за городом. Там лес и речка.
Зайди в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. Слышна только наша речь. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка.
(Спросить, почему в слове ЛАНДЫШ не написан Ь?)
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс.
Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра! Учись хорошо!
Танцуем вместе с ними под видеопрезентацию – 3 мин.40 сек.
6. Отгадывание загадок
– Пора нам возвращаться. Наш маршрут – Планета Загадалкина. Любите загадки? Умеете отгадывать?
Слайды 18, 19, 20, 21, 22
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) |
Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. (Гусь) |
В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется … (медведь) |
Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша …(львица) |
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь. А зовётся птица … (грач |
7. Запись предложения. Слайд 23
– Залетаем на Планету Письма. С комментированием (1 ученик у доски) записываем предложение на чашках-маршрутах.
В поле важно ходит грач.
8. Игры на компьютере. Слайды 24, 25
(Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 16 урок)
– Пора возвращаться домой. Все знания о Ь мы положили в нашу копилку. На какую планету вы хотели бы залететь? (На Планету Игр). Если есть другие предложения, направьте на рефлексию. Приведите в порядок свои места. Поехали!
Игра «Волшебник»
угол шест мел
– Прочитайте слова. Из букв пенала составь их и добавь Ь. Что произошло с согласными перед Ь? (Они стали обозначать мягкий согласный звук). Что произошло со всем словом? (Получилось другое слово)
Игра «Подбери предложение к слову»
– Посмотрите, как изменил Ь значение слов. Подбери к каждому слову предложение.
угол Ходить из угла в угол.
уголь Выгрести уголь из печи.
шест Шест – это длинная палка, жердь.
шесть Шесть – это цифра.
мел Мелом можно писать на доске.
мель Мель – мелкое место в реке или море.
Загадка
– Дождь ещё не кончился, и кто-то стучится в дверь.
Прочитайте загадку, написанную на двери. О каком звере идёт речь, найди отгадку.
Хоть верь, хоть нее верь рысь
Пробегал по лесу зверь. волк
Нёс на лбу он неспроста олень
Два развесистых куста.
Ребусы
– Попробуйте разгадать ребусы. В каждом слове вставлена картинка ЕЛЬ. Расставь картинки в соответствии с написанными словами.
М ель НИЦА Ц ель ПОСТ ель ТОНН ель Ш мель С ель ДЬ
Метаграмма
– А теперь разгадайте ребус
Медвежонка. (…оль, ….оль, ….оль,
…..оль, ….оль)
– Все слова из 4 букв, три последние – все
одинаковые.
Подсказка: С буквой Н, мои
друзья,
Ничего
не значу я.
Не берите с буквой М –
Шарф и шапку вам проем.
– Как называются такие ребусы, которые
различаются только одной буквой?
Метаграммы.
– Значит, нужно отгадать одно слово,
а потом менять первую букву.
боль моль роль соль ноль
V. Итог урока. Рефлексия
– Понравилось путешествие?
Слайд
26
– Что теперь знаем о Ь на конце слов?
– Что вам помогало, когда выполняли задания
урока? (Взаимопомощь, внимание)
– Пусть ваши чашки на парте будут
одинаковыми, как у настоящих друзей.
Дети договариваются в паре, чтобы получилась
одинаковая пара чашек.
– А можно ещё один вопрос?
– Чем заканчивается ДЕНЬ и НОЧЬ?
– А теперь – домой! (Звучит фонограмма
песни «Земля в иллюминаторе» группы
«Земляне». Дети рисуют чашки). Слайд
27
Обработка маршрутных листов. Показ чашек, сравнение пары.