Категория слушателей мастер-класса:
- педагоги,
- методисты,
- психологи.
Цель:
- показать педагогическому сообществу значение преподаваемого предмета для формирования общекультурных компетенций;
- знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, способствующих освоению педагогами умений, ориентированных на реализацию федерального государственного образовательного стандарта, освоение и отработка практических умений по применению проектно-исследовательской деятельности на уроке.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
Дидактическое обеспечение мероприятия:
- Презентация
- Буклет (Приложение 1)
- Таблица для рефлексии (Приложение 2)
- Таблица (Приложение 3)
- Условие задачи (Приложение 4)
У каждого участника на столе должны быть: транспортир, условие задачи, буклет, 6 медицинских шпателей (продаются в аптеке, можно использовать палочки для мороженого), 3-4 квадратных листка, салфетка, “супер”-клей, таблица, таблица для рефлексии. В зал, также можно раздать разноцветные квадратные листы бумаги. У ведущего мастер классом должны быть квадратный лист бумаги большего размера, а также готовая рамка в виде шестиугольника. Также, предварительно распечатать и прикрепить к магнитной доске этапы работы над исследовательским проектом и ключевые компетенции.
Оборудование:
- Магнитная доска
- Трибуна
- Мультимедийные средства.
Ход мастер-класса
№ | Этап: | Слайд: | |
На доске: Этапы работы, компетенции |
Рис.1: | ||
1. | Приветствие | Добрый день уважаемые коллеги. Рада
приветствовать в вашем лице новых друзей. Очень
надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание. Эпиграфом к своему мастер классу я выбрала слова Роджера Левина: “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. |
СЛАЙД 1: |
Тема сегодняшнего мастер-класса: “Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся на уроке”. | |||
2. | Приглашение участников | Приглашаю четырех (можно больше) коллег занять свои места. Коллеги, предлагаю сначала, ознакомитесь с буклетами, в которых есть информация, необходимая нам для дальнейшей работы. | БУКЛЕТ |
3.
3.1 |
Презентация педагогического
опыта: Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом |
Уровень образованности в современных условиях определяется не объемом знаний и их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода, уровень образованности определяется способностью применять знания на практике. Другими словами, Новая школа должна формировать у обучающихся, такие ключевые компетенции, как - умения учиться, “умения жить вместе” | СЛАЙД 1
|
- Коллеги, Вы конечно сталкивались с
такой проблемой, когда дети не понимают зачем мы
изучаем ту или иную тему, и где она может
пригодится в жизни?! Одной из задач развития математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, а также обеспечить каждого обучающегося деятельностью на доступном уровне”. - Какие ассоциации у Вас вызывает слово компетенция? - А ключевая компетенция? Подводим итоги, т.е. ключевые компетенции – это умения, владея которыми – человек, может решать различные проблемы в жизни! |
СЛАЙД 2 | ||
При составлении плана урока необходимо
продумывать, какими формами работы
воспользоваться, какие задания использовать,
чтобы они имели не только учебное, но и
практическое обоснование, и чтобы учащиеся
знали, зачем мы это делаем. Я в своей педагогической практике сделала акцент на активное включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность, потому что она способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а так же на доступном уровне показывает, где можно применить математические знания на практике! Обращаюсь к коллегам: - Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектно-исследовательскую деятельность в своей работе! - Спасибо! - А на уроке? - Уже меньше! Мне приятно, что в зале есть единомышленники!!!!! |
СЛАЙД 3: | ||
3.2 | Определение основных приемов работы | Предлагаю Вам распределить этапы
работы в проектно- исследовательской
деятельности. (обращаюсь к коллегам) - Кто из Вас может выйти к доске и распределить этапы на доске? выделение и постановку проблемы (Проблематизация); выработку Гипотезы (предположения); Поиск и предложение возможных вариантов решения; Исследование; Анализ и обобщение полученных данных; презентация и защиту итогового Продукта. Итак, мы получили обобщенную схему создания мини-проекта на уроке! |
|
4. | Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии: | Уважаемые коллеги, сейчас Вы примите
участие в фрагменте урока математики в 5 классе
по теме: “Углы”. На данный момент пятиклассники умеют откладывать и измерять углы, с помощью транспортира, а также знают виды углов. Но у ребят, очень много проблем именно с построением острых и тупых углов, т.к. на транспортире две шкалы. |
Форма проведения: имитационная игра |
4.1. | Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. | Задача: Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок 30 градусов. |
СЛАЙД 4: |
Для этого ему нужен макет угла из
фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать
бумажный шаблон угла, который он затем приложит к
фанере и выпилит нужный макет. - Как сыну изготовить шаблон? |
СЛАЙД 5 | ||
- Уважаемые коллеги, как на данном этапе
дети могут сделать данный шаблон?(выслушиваем
мнение коллег) - Учитываем, что на данный момент они умеют откладывать углы с помощью транспортира! - На данном этапе применяют имеющиеся знания? При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!! - Можно ли построить угол без транспортира? |
|||
- Коллеги, на каком этапе работы мы
сейчас? (показать на доску) Происходит мотивация - постановка проблемы (проблематизация); - В чём проблема? (проговорить это с коллегами) Проблематизация: изготовить шаблон угла без транспортира - Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? |
СЛАЙД 5: проблематизация |
||
- У вас есть только квадратный лист
бумаги! Предположим, что с помощью него можно
отложить угол в 30 градусов! - Какой этап работы сейчас? Происходит выдвижение гипотезы (предположения); (показать на доску) Гипотеза: можно отложить угол, равный 30 градусам, без транспортира с помощью квадратного листа бумаги. |
гипотеза | ||
- Как? Ваши предположения, как это можно
сделать? (дать время подумать) - Что происходит сейчас? (показать на доску) Поиск и предложение возможных вариантов решения |
поиск | ||
Проведем эксперимент – это некоторое
количество опытов, которые показывают
одинаковый результат. - К какому этапу мы подошли? (показать на доску) Исследование |
исследование | ||
Работа с залом: | Приглашаю коллег присоединиться к нам: Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам |
СЛАЙД 6 | |
Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на слайд, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба | СЛАЙД 6 | ||
- Посмотрите на слайд, что должно
получиться. - Коллеги – получилось???? - Предлагаю взять транспортир и измерить получившийся угол!!! (обращаюсь к участникам фокус-группы) - Одинаковое значение у вас получились? Сколько градусов? - Подтвердился эксперимент? - Какой способ легче? - Какой способ легче применить на практике? - Какой этап работы сейчас? Анализ - Что нам нужно было получить? (шаблон угла) Предлагаю воспользоваться ножницами. Коллеги прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла. (обращаюсь к залу) - Получился шаблон? - Какой этап работы сейчас? (показать на доску) Продукт |
СЛАЙД 6 | ||
- Какой вид угла мы получили? (острый) Очень часто дети путают при откладывание угла в 30 градусов шкалу (их две на транспортире) и строят угол, равный 150 градусов, а это тупой угол. Данный шаблон нагляднее, он сразу дает представление об остром угле! Произошел переход от незнания к знанию нового способа. |
|||
Переходим к постановке новых вопросов. - Где можно применить новые знания! Оказывается, у дизайнеров очень популярна геометрическая фигура – ГЕКСАГОН, другими словами правильный шестиугольник, его часто используют для создания рамок. (Показать рамки на слайде) |
СЛАЙД 7 | ||
- Все углы правильного шестиугольника 120
градусов. Папа с сыном, закончив лестницу, решили сделать приятно маме, смастерить рамочку для семейного портрета. - Что нужно, для того чтобы создать рамку в форме шестиугольника? (шаблон угла 120 градусов) - А как сделать шаблон угла в 120 градусов, используя ваш шаблон угла в 30 градусов и остаток листа? (дать время на обсуждения) Предлагаю, коллегам в зале к нам присоединится! |
СЛАЙД 8 | ||
Полученную модель приклейте к листу
бумаги в центр, и измерьте полученный угол
транспортиром. - Какой вид угла мы получили? Он больше или меньше 90 градусов? Данная модель даёт наглядное представление о тупом угле, а также, доказывает, что его градусная мера больше 90 градусов. Тем самым, на моделях отрабатываются понятия тупого и острого угла. |
СЛАЙД 8 | ||
Работая в группе, вместе смастерите
рамку в форме шестиугольника. Для этого вы будете использовать шаблон угла 120 градусов, палочки одинаковой длины, клей. Посмотрите на слайд, каким образом, вы прикладываете палочки. Одна пара клеит два угла, вторая пара клеит два угла, а затем соедините между собой полученные части. Придерживайте угол, досчитали до 10, можно, перейти к следующему! У вас 2 минуты |
СЛАЙД 9 | ||
Работа с залом: | Обращаюсь к залу: Полученные знания являются пропедевтикой изучения геометрии 7-9 класса. Сейчас у вас в руках шаблон угла в 30 градусов. Но на самом деле мы получили прямоугольный треугольник. Далее по программе мы с 5-классниками изучаем тему: “Треугольник” и “Виды треугольников”. 1. По данному шаблону можно изучить стороны данного треугольника, меньшие – катеты, а большая – гипотенуза. Найти ответы на вопросы: - Какой угол самый большой? - Какая сторона лежит напротив этого угла? Её длина по отношению к двум другим сторонам? Сделать вывод о том, что самая большая сторона – лежит напротив большего угла – а это, теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, которая изучается в 7 классе! 2. Рассмотреть углы данного треугольника. Сделать вывод о том, что, если один угол – прямой, то два других, обязательно острые! 3. В данном прямоугольном треугольнике один из острых углов 30 градусов. Можно найти середину гипотенузы, простым сгибом пополам. Сравним длину катета, лежащего напротив угла в 30 градусов с длиной гипотенузы, простым наложением. И у нас получится, что мы попали в середину. Делаем вывод: в прямоугольном треугольнике катет, лежащий напротив угла в 30 градусов равен половине гипотенузы – а это, свойство прямоугольного треугольника, которое изучается в 7 классе! |
||
Обращаюсь к участникам фокус-группы: Время истекло. Заканчиваем работу. Продемонстрируйте нам рамку! - Определите тип проекта по ведущему типу деятельности, воспользуйтесь таблицей для этого. Практико-ориентированный - Какая компетенция формировалась? Учебно-познавательная Классифицируем проект по форме работы: (групповой или индивидуальный) Групповой - Какая компетенция формировалась в процессе сотрудничества? Коммуникативная - А какие ещё компетенции формировались в процессе решения данных задач? Вы можете использовать буклет в качестве помощника. (на доске выдвинуть на передний план все перечисленные компетенции) |
СЛАЙД 10 | ||
5. | Итог: | - Где ещё можно применить данный шаблон? Учителя начальной школы могут использовать такие приемы на уроках труда, это будет пропедевтикой изучения геометрии. Учителя технологии, если кто-то занимается техникой - пэчворк, при создании деталей! Учителя химии в качестве макета молекулы бензола. В процессе такой деятельности формировались ключевые компетенции. Обучающиеся узнали альтернативный способ откладывания угла в 30 градусов. Работали с моделями. Узнали новую информацию. Познакомились на практике с новой геометрической фигурой. А также, получили новый практический опыт, который можно применить в жизни. |
|
Часто проектно-исследовательская
работа, начатая на уроке, имеет развитие и во
внеурочное время. В моей практике темы
исследовательских работ учащихся были
подсказаны ситуациями на уроках. Такая деятельность для обучающегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учитель должен подумать, где будут выставлены работы его учеников, я для этого использую даже свой сайт: http://komarovana.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-172 |
СЛАЙД 11 | ||
Уважаемые коллеги, подводя итоги мастер
– класса, хотелось бы услышать Ваше мнение. Перед
вами таблица. Важно, что из каждого пункта есть
два выхода. - Ваше мнение? Действительно, мы знаем, мы используем, подобная работа направлена на то, чтобы нашим детям в наших школах было интересно, чтобы они приходили в школу с открытым сердцем! Спасибо за работу! |
СЛАЙД 12 |