Цели урока:
Обучающие:
- ввести понятия координатная плоскость;
- изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Развивающие:
- использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
- развивать умение обобщать, конкретизировать;
Воспитательные:
- расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;
- уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.
Личностные:
- повышение мотивации к изучению предмета “математика”.
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
- производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
- сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).
УУД:
- В процессе построения работы по теме урока я планировала вести работу над формированием у обучающихся следующих УУД
Личностные:
- формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.
Познавательные:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные:
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Место данного урока в теме:
- Данный урок третий по счету в теме “Координаты на плоскости”. Дети уже владеют знаниями о параллельных и перпендикулярных прямых, имеют представление о координатной прямой. Сегодня им предстояло открыть для себя новое понятие “координатная плоскость”.
Тип урока и его структура:
- Урок открытия нового знания. Исходя из этого, была выбрана следующая его структура:
Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Оборудование:
- мультимедийные средства;
- презентация “Координатная плоскость”;
- учебник: Н.Я. Виленкин и др., “Математика 6 класс”;
- наглядные пособия:
- приложение 1 (билет в кино),
- приложение 2 (справочник),
- приложение 3 (задание в классе),
- приложение 4 (домашнее задание),
- приложение 5 (дополнительное задание),
- приложение 6 (анализ урока),
- приложение 7 (конспект урока);
- Интернет.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
СЛАЙД 1: [1]
Учитель: Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой?
Выслушать ответы.
Учитель: Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль.
Высказывают свои мнения, комментируют высказывания одноклассников.
Ответ: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6)
СЛАЙД 1: [1]
Учитель: Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.
На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6). Показать пересечение линий.
СЛАЙД 2:
Учитель: А в кино любите ходить?
Учитель: Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету?
Выслушать ответы.
СЛАЙД 2:
Варианты ответов: Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место.
Заранее на парты приклеить № ряда и №
мест обучающихся.
|
Заранее на парты разложить билеты в кино: |
СЛАЙД 3:
Учитель: Возьмите свои билеты и запишите на нем номер ряда и номер места, на котором вы сидите.
Учитель: Поднимитесь, пожалуйста, кто сидит на 1 ряду на месте №3, а на 3 ряду на месте №1. Спасибо. А на 4 ряду на месте №2, а на 2 ряду на месте №4
На доске записать: (1; 3) и (3;1); (4; 2) и (2;4)
Учитель: Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии.
Дети высказывают свои предположения.
- Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.
Учитель: Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта.
III. Актуализация знаний
Учитель: Общаясь друг с другом, люди часто говорят: “Оставьте свои координаты”. Для чего?
Дети высказывают свои предположения.
Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail.
Учитель: Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
Учитель: Скажите, слово “координата” вы слышали только на математике?
Выслушать ответы.
Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода “клеточные координаты” обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты.
IV. Постановка цели и задач урока
СЛАЙД 4:
Учитель: Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его…..
Выслушать ответы. (Координаты)
Учитель: А точка – является объектом?
Выслушать ответы. (Да)
Учитель: А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости?
Выслушать ответы.
Учитель: Значит, сегодня на уроке
мы с вами будем определять координаты точки на
плоскости.
На сколько, вы правы в своих предположениях, мы с
вами узнаем в конце урока.
Учитель: Прошу вас открыть тетради записать классная работа и число.
СЛАЙД 4:
Учитель: Постройте две перпендикулярные прямые.
- Под каким углом они пересекаются?
Выслушать ответы. (90 градусов)
Учитель: Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У.
СЛАЙД 4:
Учитель: Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой?
Выслушать ответы. (Положительное).
Учитель: Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ох и оу на плоскости!
Учитель: Кто может сказать: “Какая тема нашего сегодня урока?”
Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ) СЛАЙД 4
Учитель: Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
СЛАЙД 5:
(На этапе постановки цели и задач урока было использовано облако слов, созданное в Word It Out, для помощи обучающимся в формулировки целей урока.)
Варианты ответов: Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости.
V. Первичное усвоение новых знаний
СЛАЙД 6:
Учитель: Прошу вас открыть учебник на странице 243, параграф 45, найдите в тексте параграфа, как называются данные прямые?
Выслушать ответы. (Система координат на плоскости)
Учитель: Как называют точку О?
Выслушать ответы. (Начало отсчета)
Учитель: А плоскость, на которой выбрана система координат?
Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ)
Учитель: Сами координатные прямые называют осями координат.
Учитель: Положение точки на координатной прямой определяется – координатой! Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля?
Выслушать ответы. (Два).
Учитель: Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре?
Выслушать ответы. (Двумя)
Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси.
Учитель: Тогда положение точки на плоскости будет определять …..
Выслушать ответы. (Два числа)
СЛАЙД 6:
Учитель: Какие числа находятся правее нуля?
Выслушать ответы. (Положительные)
Учитель: Какие числа находятся левее нуля?
Выслушать ответы. (Отрицательные)
Учитель: Какие числа находятся выше нуля?
Выслушать ответы. (Положительные)
Учитель: Какие числа находятся ниже нуля?
Выслушать ответы. (Отрицательные)
СЛАЙД 6:
Учитель: А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми?
Выслушать ответы. (Четыре)
Учитель: На 4 части, которые называются координатные четверти.
- Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +).
- Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +).
- Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -).
- Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -).
СЛАЙД 6:
Учитель: Посмотрим, как определяется положение данной точки на координатной плоскости.
1. Вам нужно двигаться по горизонтальной оси ох, в нашем случае на 4 единицы вправо. Координата х = +4.
2. Вы должны двигаться по вертикальной оси у вверх, в нашем случае на 6 единиц. Координата у = +6.
Дана точка А(4; 6).
СЛАЙД 6:
Учитель: Откройте страницу 244 учебника.
Учитель: Как называются эти числа?
Выслушать ответы. ( Координаты точки)
Учитель: Как называется первое число? Выслушать ответы. (Абсцисса)
Учитель: Как называется второе число? Выслушать ответы. (Ордината)
Учитель: Подчеркните карандашом в учебнике названия координат.
СЛАЙД 6:
Учитель: Координатную прямую ох – называют осью абсцисс, а координатную прямую оу – осью ординат.
VI. Первичная проверка понимания
СЛАЙД 6:
Учитель: Координаты определяют положение какого-либо объекта на плоскости. Встаньте, пожалуйста, кто сидит на местах (1; 2) и (2 ; 1).
(Если, запутаются, то напомнить, что первая координата – ряд, вторая - место).
Учитель: Что произойдет, если переставить координаты точки местами?
Выслушать ответы. (Получится другая точка)
Учитель: Точка А имеет координаты (4; 6), если мы поменяем местами её координаты, то нам нужно двигаться по горизонтальной оси ох на 6 единиц вправо и по вертикальной оси оу вверх на 4 единицы. Мы попадем с Вами в точку М(6; 4).
Заранее на парты разложить
распечатанные на клейкой бумаге формата А4
справочники-помощники, которые можно вклеить в
блокноты-справочники (если они ведутся) или в
дневник. Учитель: У каждого на парте есть справочник, вы можете вклеить его в свой блокнот, он будет вам помощником по этой теме. |
Приложение 2: [2] |
VII. Первичное закрепление
СЛАЙД 7:
Учитель: Определите, какой координатной четверти принадлежит точка.
Выполнить задание (при условии, что есть интернет).
Координатные четверти: http://learningapps.org/892960
При выполнении интерактивного
задания, откроется портрет Рене Декарта. Учитель: Знаменитый французский философ, физик и математик Рене Декарт. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел. Впервые систему координат на плоскости ввел Рене Декарт в своей работе “Рассуждение о методе” в 1637 году. Поэтому систему координат на плоскости называют также — Декартова система координат. |
СЛАЙД 8:
Учитель: Устно решим задание из учебника № 1393. Проверить по слайду.
СЛАЙД 9: Проверить по слайду ответы на вопросы.
Учитель:
- Под каким углом пересекаются координатные прямые x и y?
- Как называют прямую x?
- Как называют прямую y?
- Как называют точку пересечения этих прямых?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости?
- Как называют первое число?
- А второе?
СЛАЙД 10:
Учитель: На столе у вас
находится задание, которое вы будете выполнять
самостоятельно. (На своем уроке, для повышения эффективности, я объединила учащихся в динамические пары сменного характера, где более сильный учащийся мог бы оказать помощь более слабому.) Вам необходимо построить и соединить последовательно данные точки: Проверить по слайду ответ. |
Приложение 3: |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться!
И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка, вы можете самостоятельно попробовать ответить на вопросы после параграфа со страницы 244, для лучшего усвоения материала!
Провести опрос.
Учитель: А где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении темы “Координатная плоскость”?
Варианты ответов: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в армии в военных действиях, в морской навигации.
Домашнее задание:
|
Домашнее задание
состоит из основной части и дополнительной
части. Дополнительное задание выполняется по
желанию. Дополнительно*: |
Спасибо за урок. Молодцы!
СЛАЙД 11-12:
На следующем уроке можно использовать слайды №11 и №12 из презентации для проверки домашнего задания.
Источники:
- Картинка “Морской бой” в Слайде 1 скопирована
из презентации “Определение координат фигур
расположенных на шахматной доске (N 207135)”,
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
d7669373-59a9-49f5-8df4-549fd1c441a0/?from=
ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725&interface=
catalog&class[]=48&class[]=76277&class[]=76282&class[]=
76286&class[]=76290&subject[]=16&subject[]=76277&subject[]=
76282&subject[]=76286&subject[]=76290 - Приложение 2 - справочник, Единая коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
4f96c115-53a5-455d-9f5f-1f139aa23daf/%5
BM56_6-26%5D_%5BPK_07%5D.swf