Изложение текста по обобщенным вопросам» (по рассказу В. Хомченко «Соседи»)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (266 кБ)


Цели:

  • Формирование умения определять авторское отношение к героям рассказа и выделять средства его выражения.
  • Формирование умения определять тему части.
  • Развитие умения соотносить часть текста и вопрос к ней.
  • Формирование умения отвечать на вопрос несколькими предложениями.

Ход урока

1. Ознакомление с текстом. Определение авторского отношения к героям (5 минут)

- Прочитайте текст (слайд № 1).

Соседи

Сорока и сова – соседи. Сова живет в дупле старой сосны. Сорока - на вершине.

Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не дает сороке спать.

Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.

Так и живут. Ну и соседи!

  • О чем вы узнали из текста?
  • Кого называют соседями?
  • Почему текст называется “Соседи”?
  • Какими соседями были сова и сорока?
  • Найдите предложение, в котором автор выразил свое отношение к таким соседям?
  • Прочитайте выразительно. Удалось ли читающему передать отношение автора?
  • Почему сорока и сова были плохими соседями? (Они разные: одна – дневная птица, друга – ночная (слайд №2,3,4,5)).

2. Постановка учебной задачи. Определение последовательности вопросов (5 минут).

- Прочитайте вопросы про себя (слайд №6).

  • Как приходится бедной сове утром?
  • Почему сорока не может спать всю ночь?
  • Где живут сова и сорока?
  • Какие соседи сова и сорока?
  • Для чего нужны вопросы? (Вопросы помогут написать изложение).
  • Можно ли уже сейчас написать изложение по этим вопросам? (Нет, сначала нужно установить порядок вопросов).
  • Сколько вопросов поставлено к тексту? (Четыре).
  • Почему вопросов четыре? (В тексте четыре части. Вопросы поставлены к частям текста, а не к каждому предложению).
  • Чему мы будем учиться на уроке? (Определять порядок вопросов к тексту и писать изложение по вопросам к частям текста).
  • Как вы будете устанавливать порядок вопросов? (В результате обсуждения составляется план работы и записывается на доске).

План работы:

  1. Сначала надо прочитать часть.
  2. Определить, о чем в ней говориться.
  3. Найти вопрос к этой части.

Определите, в какой последовательности должны идти вопросы. Положите полоски с вопросами в нужном порядке.

3. Проверка выполнения задания. Анализ текста. Наблюдение над структурой текста (5 минут). (слайд № 7,8). (Текст и вопросы на экране. В процессе проверки дети расставляют вопросы в нужном порядке на экране).

Проверим порядок вопросов и подготовимся к письменным ответам на них.

I часть

  1. Как называется первая часть текста? О чем в ней говорится?
  2. Какой вопрос можно поставить к этой части?
  3. Сколько предложений потребуется, чтобы ответить на этот вопрос? (Три).
  4. С какого предложения нужно начать ответ?
  5. Прочитайте первое предложение. Почему сделали паузу в середине предложения? (В этом предложении объяснятся, кто такие сова и сорока, стоит знак “тире”).
  6. Как в следующих двух предложениях объясняется, почему они стали соседями?
  7. Прочитайте предложения про сороку. Почему оно так построено? (В нем пропущено слово “живет”, чтобы не было повторения).
  8. Можно ли, отталкиваясь от вопроса, начать текст с другого предложения?  (Можно, например: Сорока и сова живут на старой сосне. Они соседи. Сова...) .

II часть

  1. Как называется следующая часть в тексте? (Основная часть).
  2. Сколько в ней маленьких частей? (Две).
  3. Объясните, почему выделено две части? (В первой говориться о том, как сова н дает сороке спать ночью, во второй – как сорока мешает спать сове утром).
  4. На какой вопрос дает ответ первая часть в основной части? (Почему сорока не может спать всю ночь?
  5. Вопрос начинается со слова почему. Можно ли ответ начать со слов потому что?
  6. (Учитель может предложить детям дать ответ на этот вопрос. Если дети дадут ответ: “Потому что сова ночью кричит”, нужно этот ответ вставить в текст и убедиться, что не соединяется с предыдущим предложением и будет непонятно, о чем идет речь).
  7. Как можно ответить на этот вопрос? (Варианты: а) Вечером сова начинает кричать и всю ночь не дает сороке спать; б) как в тексте).
  8. Чем отличаются эти ответы? (Они состоят из разного количества предложений). Прочитайте первое предложение ответа в тексте. Это предложение состоит из двух частей. О ком говориться в первой части предложения? (О сороке?)
  9. А во второй? (О сове).
  10. Каким словом соединяются части предложения? (Словом а).
  11. Почему использовано это слово? (Авто противопоставляет птиц, подчеркивает, что они по-разному себя ведут.) Какой знак стоит в этом предложении?
  12. Какой вопрос поставлен ко второй маленькой части? (Как приходится бедной сове утром?)
  13. Сколько предложений отвечает на этот вопрос?
  14. Каким словом заменено слово начинает? (Принимается).
  15. Почему использовано другое слово?
  16. Когда говорят хоть уши затыкай?

3 часть

Прочитайте вопрос к заключительной части. Как ответит на вопрос? Как нужно прочитать это предложение? (С иронией).

Как в письменной речи выражено чувство? (Использовано восклицательное предложение).

4. Физкультминутка “Совушка-сова”. (на 16-й минуте)

5. Составление частей текста по вопросам (5 минут).

Расскажите, как будете писать изложение? (Прочитаем вопрос к части, составим ответ).

Как составить ответ на вопрос к части текста? (По вопросу нужно вспомнить, о чем говориться в части, и составить предложение для полного ответа).

Учитель закрывает текст и предлагает обучающемуся устно составить части рассказа по вопросам.

Работа в парах. Изложение текста.

6. Орфографическая подготовка (6-7 минут).

(Слайд №9) Вставь проверяемую безударную гласную и подбери проверочное слово. (Даны слова: сова, сосна, вершина, кричать, трещать, дает, вечером, живут).

(слайд №10) Собери слово, назови орфограммы. Даны слова: сорока, соседи, хочет, ночь, принимается, хоть, затыкай.

(слайд №11) Распредели слова в две группы. Первая группа – слова с безударной проверяемой гласной в корне слова (сосна, кричать, вершине, начинает, дает, живут, трещать). Вторая группа – запомни написание слов (сорока, соседи, хочет, ночь, принимается, хоть, затыкай).

На карточке с текстом изложения вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверка. Работа в парах (слайд №7).

7. Разминка для глаз. (на 29-й минуте)

8. Запись текста по вопросам. (10 минут)

  1. Расскажите, как будете работать над изложением. (Прочитаем вопрос. Составим часть текста. Запишем).
  2. О чем нужно помнить при записи текста? (О выделении частей).
  3. Сколько частей нужно выделить в нашем тексте?

9. Проверка изложении (3 минуты).

Прочитайте весь текст. Проверьте, все ли понятно. Прочитайте по слогам каждое слово.

Проверьте правильность записи.

10. Итог урока (2 минуты).

  • Расскажите, как составить ответ на вопрос к части текста?
  • Какие трудности встретились в работе над изложением?
  • Чему вы научились, работая с текстом?

Технические средства: интерактивная доска.

Приложение.

Дидактические материалы:

  • презентация MS PowerPoint;
  • карточки с вопросами к тексту для каждого ученика (шрифт Times New Roman, кегль 22). Как приходится бедной сове утром? Почему сорока не может спать всю ночь? Где живут сова и сорока? Какие соседи сова и сорока?

Карточки с текстом изложения “Соседи” с пропущенными буквами на месте изученных орфограмм (шрифт Times New Roman, кегль 22).

Соседи.

С_ рока и с_ ва – с_ седи. С_ова ж_вет в дупле старой с_сны. С_рока - на в_ерши_не.

Веч_ром с_рока хочет уснуть, а с_ова кр_ч_ать нач_нает. Всю ночь не д _ет с_роке спать.

Утром принимается тр_щ_ть с_рока. Бедной с_ве хот_ уш_ зат_кай.

Так и ж_вут. Ну и соседи!