Цели:
- Формирование умения определять авторское отношение к героям рассказа и выделять средства его выражения.
- Формирование умения определять тему части.
- Развитие умения соотносить часть текста и вопрос к ней.
- Формирование умения отвечать на вопрос несколькими предложениями.
Ход урока
1. Ознакомление с текстом. Определение авторского отношения к героям (5 минут)
- Прочитайте текст (слайд № 1).
Соседи
Сорока и сова – соседи. Сова живет в дупле старой сосны. Сорока - на вершине.
Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не дает сороке спать.
Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.
Так и живут. Ну и соседи!
- О чем вы узнали из текста?
- Кого называют соседями?
- Почему текст называется “Соседи”?
- Какими соседями были сова и сорока?
- Найдите предложение, в котором автор выразил свое отношение к таким соседям?
- Прочитайте выразительно. Удалось ли читающему передать отношение автора?
- Почему сорока и сова были плохими соседями? (Они разные: одна – дневная птица, друга – ночная (слайд №2,3,4,5)).
2. Постановка учебной задачи. Определение последовательности вопросов (5 минут).
- Прочитайте вопросы про себя (слайд №6).
- Как приходится бедной сове утром?
- Почему сорока не может спать всю ночь?
- Где живут сова и сорока?
- Какие соседи сова и сорока?
- Для чего нужны вопросы? (Вопросы помогут написать изложение).
- Можно ли уже сейчас написать изложение по этим вопросам? (Нет, сначала нужно установить порядок вопросов).
- Сколько вопросов поставлено к тексту? (Четыре).
- Почему вопросов четыре? (В тексте четыре части. Вопросы поставлены к частям текста, а не к каждому предложению).
- Чему мы будем учиться на уроке? (Определять порядок вопросов к тексту и писать изложение по вопросам к частям текста).
- Как вы будете устанавливать порядок вопросов? (В результате обсуждения составляется план работы и записывается на доске).
План работы:
- Сначала надо прочитать часть.
- Определить, о чем в ней говориться.
- Найти вопрос к этой части.
Определите, в какой последовательности должны идти вопросы. Положите полоски с вопросами в нужном порядке.
3. Проверка выполнения задания. Анализ текста. Наблюдение над структурой текста (5 минут). (слайд № 7,8). (Текст и вопросы на экране. В процессе проверки дети расставляют вопросы в нужном порядке на экране).
Проверим порядок вопросов и подготовимся к письменным ответам на них.
I часть
- Как называется первая часть текста? О чем в ней говорится?
- Какой вопрос можно поставить к этой части?
- Сколько предложений потребуется, чтобы ответить на этот вопрос? (Три).
- С какого предложения нужно начать ответ?
- Прочитайте первое предложение. Почему сделали паузу в середине предложения? (В этом предложении объяснятся, кто такие сова и сорока, стоит знак “тире”).
- Как в следующих двух предложениях объясняется, почему они стали соседями?
- Прочитайте предложения про сороку. Почему оно так построено? (В нем пропущено слово “живет”, чтобы не было повторения).
- Можно ли, отталкиваясь от вопроса, начать текст с другого предложения? (Можно, например: Сорока и сова живут на старой сосне. Они соседи. Сова...) .
II часть
- Как называется следующая часть в тексте? (Основная часть).
- Сколько в ней маленьких частей? (Две).
- Объясните, почему выделено две части? (В первой говориться о том, как сова н дает сороке спать ночью, во второй – как сорока мешает спать сове утром).
- На какой вопрос дает ответ первая часть в основной части? (Почему сорока не может спать всю ночь?
- Вопрос начинается со слова почему. Можно ли ответ начать со слов потому что?
- (Учитель может предложить детям дать ответ на этот вопрос. Если дети дадут ответ: “Потому что сова ночью кричит”, нужно этот ответ вставить в текст и убедиться, что не соединяется с предыдущим предложением и будет непонятно, о чем идет речь).
- Как можно ответить на этот вопрос? (Варианты: а) Вечером сова начинает кричать и всю ночь не дает сороке спать; б) как в тексте).
- Чем отличаются эти ответы? (Они состоят из разного количества предложений). Прочитайте первое предложение ответа в тексте. Это предложение состоит из двух частей. О ком говориться в первой части предложения? (О сороке?)
- А во второй? (О сове).
- Каким словом соединяются части предложения? (Словом а).
- Почему использовано это слово? (Авто противопоставляет птиц, подчеркивает, что они по-разному себя ведут.) Какой знак стоит в этом предложении?
- Какой вопрос поставлен ко второй маленькой части? (Как приходится бедной сове утром?)
- Сколько предложений отвечает на этот вопрос?
- Каким словом заменено слово начинает? (Принимается).
- Почему использовано другое слово?
- Когда говорят хоть уши затыкай?
3 часть
Прочитайте вопрос к заключительной части. Как ответит на вопрос? Как нужно прочитать это предложение? (С иронией).
Как в письменной речи выражено чувство? (Использовано восклицательное предложение).
4. Физкультминутка “Совушка-сова”. (на 16-й минуте)
5. Составление частей текста по вопросам (5 минут).
Расскажите, как будете писать изложение? (Прочитаем вопрос к части, составим ответ).
Как составить ответ на вопрос к части текста? (По вопросу нужно вспомнить, о чем говориться в части, и составить предложение для полного ответа).
Учитель закрывает текст и предлагает обучающемуся устно составить части рассказа по вопросам.
Работа в парах. Изложение текста.
6. Орфографическая подготовка (6-7 минут).
(Слайд №9) Вставь проверяемую безударную гласную и подбери проверочное слово. (Даны слова: сова, сосна, вершина, кричать, трещать, дает, вечером, живут).
(слайд №10) Собери слово, назови орфограммы. Даны слова: сорока, соседи, хочет, ночь, принимается, хоть, затыкай.
(слайд №11) Распредели слова в две группы. Первая группа – слова с безударной проверяемой гласной в корне слова (сосна, кричать, вершине, начинает, дает, живут, трещать). Вторая группа – запомни написание слов (сорока, соседи, хочет, ночь, принимается, хоть, затыкай).
На карточке с текстом изложения вставьте в слова пропущенные буквы.
Проверка. Работа в парах (слайд №7).
7. Разминка для глаз. (на 29-й минуте)
8. Запись текста по вопросам. (10 минут)
- Расскажите, как будете работать над изложением. (Прочитаем вопрос. Составим часть текста. Запишем).
- О чем нужно помнить при записи текста? (О выделении частей).
- Сколько частей нужно выделить в нашем тексте?
9. Проверка изложении (3 минуты).
Прочитайте весь текст. Проверьте, все ли понятно. Прочитайте по слогам каждое слово.
Проверьте правильность записи.
10. Итог урока (2 минуты).
- Расскажите, как составить ответ на вопрос к части текста?
- Какие трудности встретились в работе над изложением?
- Чему вы научились, работая с текстом?
Технические средства: интерактивная доска.
Дидактические материалы:
- презентация MS PowerPoint;
- карточки с вопросами к тексту для каждого ученика (шрифт Times New Roman, кегль 22). Как приходится бедной сове утром? Почему сорока не может спать всю ночь? Где живут сова и сорока? Какие соседи сова и сорока?
Карточки с текстом изложения “Соседи” с пропущенными буквами на месте изученных орфограмм (шрифт Times New Roman, кегль 22).
Соседи.
С_ рока и с_ ва – с_ седи. С_ова ж_вет в дупле старой с_сны. С_рока - на в_ерши_не.
Веч_ром с_рока хочет уснуть, а с_ова кр_ч_ать нач_нает. Всю ночь не д _ет с_роке спать.
Утром принимается тр_щ_ть с_рока. Бедной с_ве хот_ уш_ зат_кай.
Так и ж_вут. Ну и соседи!